Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 мая 2009 г. N Ф09-3012/09-С1
Дело N А47-4941/2008АК-106
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Оренбургской таможни (далее -таможня) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2008 по делу N А47-4941/2008АК-106 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняла участие представитель таможни - Попкова О.В. (доверенность от 31.12.2008 N 10-51/205).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Закрытое акционерное общество "УралЭлектро-СТМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным решения таможни, содержащегося в уведомлении от 23.04.2008 N 2, и требования от 23.04.2008 N 2 об изменении кодов классификации товаров N 1, 2, 3 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), поставленных по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10409100/220408/0002558.
Решением суда от 08.12.2008 (судья Савинова М.А.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество представило в таможенный орган ГТД N 10409100/220408/0002558 на товар, предназначенный для изоляции коробки выводов: "штуцера пластмассовые для изолировки коробки выводов электродвигателей" (товар N 1), "заглушки пластмассовые для изолировки коробки выводов электродвигателей" (товар N 2), "гайки пластмассовые для изолировки коробки выводов электродвигателей" (товар N 3). В графе 33 указанной таможенной декларации указан код товара по ТН ВЭД 8547200009: арматура изолирующая из пластмасс, прочее.
По результатам проверки указанной ГТД таможней выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, предусмотренных п. 1, 3 ст. 149 Таможенного кодекса Российской Федерации, и обнаружены признаки, указывающие на недостоверность заявленных при декларировании сведений, выразившихся в неверной классификации товара N 1, 2, 3 по ТН ВЭД; неверном описании назначения товаров N 1,2,3 в графе 31.
По результатам проверки таможней вынесено решение о классификации товаров: код товара N 1 изменен с 8547200009 на 391740000, код товара N 2 изменен с 8547200009 на 3926909808, код товара N 3 изменен с 8547200009 на 3926909808.
Обществом 23.04.2008 получено уведомление N 2 о необходимости в срок до 15.06.2008 скорректировать сведения в графе 31 товаров N 1, 2, 3 в соответствии с предоставленными документами на товар: товар N 1- значение "для изолировки коробки выводов" заменить на "предназначен для ввода проводов в распределительную коробку"; товар N 2 - значение "для изолировки коробки выводов" заменить на "предназначен для защиты коробки выводов от влаги и загрязнений"; товар N 3 - значение "для изолировки коробки выводов" заменить на "является частью штуцера крепления коробки выводов".
В соответствии с указанным уведомлением таможенным органом 23.04.2008 выставлено в адрес общества требование N 2, согласно которому заявителю необходимо в срок до 16.06.2008 предоставить перерасчет размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов согласно принятому решению о классификации товаров, а также предоставить платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов согласно произведенному расчету платежей.
Не согласившись с указанными решением и требованием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности таможенным органом факта недостоверности представленных обществом сведений.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным данным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" классификация товаров осуществляется на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, установленной Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, и в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
Пунктами 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД) для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы уполномочены классифицировать товары по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании, таможенный орган вправе самостоятельно осуществлять классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 правовое значение при квалификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
ТН ВЭД применяется для мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, и утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятой в международной практике системы классификации товаров.
В основу ТН ВЭД положена международная система классификации -Гармонизированная система описания и кодирования товаров.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, в соответствии с основными правилами интерпретации гармонизированной системы, при этом, прежде всего, значимы наименования субпозиций и примечания, имеющие отношения к субпозициям. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
Согласно ТН ВЭД в товарной позиции 8547 классифицируется, в частности, арматура изолирующая для электрических машин, устройств, оборудования, изготовленная полностью из изоляционных материалов, не считая некоторых металлических компонентов.
В примечаниях к товарной позиции 8547 указано, что к этой категории относится вся арматура для электрических машин, устройств при условии, что она полностью состоит из изоляционного материала (например, пластмассы), не считая некоторых незначительных металлических компонентов, и предназначена для целей изоляции, хотя в то же время она выполняет и другие функции (например, защиты).
Классифицируя в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД представленный к таможенному оформлению товар (штуцера пластмассовые, заглушки пластмассовые, гайки пластмассовые) в указанной товарной позиции 8547 ТН ВЭД, общество исходило из того, что данные вводные устройства, разработанные для трехфазных асинхронных электродвигателей, предназначены для защиты внутреннего объема электродвигателя от попадания пыли, влаги и посторонних предметов в месте ввода кабеля, следовательно, относятся к изолирующей арматуре электрических машин.
На основании изложенного суды обоснованно отклонили довод таможни о том, что спорные изделия следует классифицировать в товарной позиции 3901-3914 "Изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов и пластмасс, которые в другом месте не поименованы", поскольку данная классификация не соответствует ОПИ ТН ВЭД.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для принятия оспариваемых решения и требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2008 по делу N А47-4941/2008АК-106 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В примечаниях к товарной позиции 8547 указано, что к этой категории относится вся арматура для электрических машин, устройств при условии, что она полностью состоит из изоляционного материала (например, пластмассы), не считая некоторых незначительных металлических компонентов, и предназначена для целей изоляции, хотя в то же время она выполняет и другие функции (например, защиты).
Классифицируя в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД представленный к таможенному оформлению товар (штуцера пластмассовые, заглушки пластмассовые, гайки пластмассовые) в указанной товарной позиции 8547 ТН ВЭД, общество исходило из того, что данные вводные устройства, разработанные для трехфазных асинхронных электродвигателей, предназначены для защиты внутреннего объема электродвигателя от попадания пыли, влаги и посторонних предметов в месте ввода кабеля, следовательно, относятся к изолирующей арматуре электрических машин.
На основании изложенного суды обоснованно отклонили довод таможни о том, что спорные изделия следует классифицировать в товарной позиции 3901-3914 "Изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов и пластмасс, которые в другом месте не поименованы", поскольку данная классификация не соответствует ОПИ ТН ВЭД."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2009 г. N Ф09-3012/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника