Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 мая 2009 г. N Ф09-3120/09-С1
Дело N А76-28136/2008-53-710/28
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Слюняевой Л.В., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2009 по делу N А76-28136/2008-53-710/28.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительный кооператив "Дом Инвест" (далее - общество) - Юрченко С.И., Зарипов Д.Х. (доверенность от 11.01.2009).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 04.02.2009 (судья Васильева Т.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство просит указанный судебный акт отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 2.1, ч. 6 ст. 19.5 Кодекса, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество является застройщиком жилого дома с нежилыми помещениями, расположенного по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ул. Гагарина, д. 1.
Территориальным отделением Управления государственного строительного надзора Министерства (далее - управление) 05.03.2008 проведена проверка соблюдения обществом законодательства при строительстве названного объекта.
В ходе данной проверки установлено, что обществом строительство жилого дома ведется с нарушением ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации без оформленного в установленном порядке разрешения на строительство.
По итогам проверки управлением составлен акт проверки от 05.03.2008 N 4 и вынесено предписание от 05.03.2008 N 4 об устранении выявленных нарушений в срок до 18.04.2008, в том числе обществу предписано получить разрешение на строительство, не вести работы до получения указанного разрешения.
Общество в письме от 22.04.2008 N 218 обратилось с просьбой продлить срок действия предписания до 16.06.2008. Управлением данное заявление было удовлетворено, срок предписания продлен до 16.06.2008 (письмо от 28.04.2008 N 301).
По заявлению общества, изложенному в письме от 11.06.2008, срок действия предписания был продлен управлением до 01.08.2008 (письмо от 23.06.2008 N 454).
Срок действия предписания от 05.03.2008 N 4 продлялся еще дважды: письмом управления от 06.08.2008 N 684 до 15.09.2008 и письмом от 22.09.2008 N 832 до 30.11.2008.
Управлением 08.12.2008 проведена проверка исполнения обществом предписания от 05.03.2008 N 4 с учетом нового установленного срока.
В ходе проверки управлением установлено, что данное предписание не выполнено, разрешение на строительного указанного объекта не представлено.
По данному факту управлением в отношении общества 09.12.2008 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 Кодекса.
На основании изложенного управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из недоказанности наличия состава административного правонарушения в действиях общества.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (ред. от 16.02.2008, с изм. от 10.04.2008; далее - Положение) задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В силу п. 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований ч. 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчик), застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
Частью 6 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в предписании управление обязало общество устранить нарушения, выразившиеся в осуществлении строительства без надлежащего разрешения, а также получить к установленному сроку разрешение на строительство.
Поскольку обществом указанное разрешение не получено, строительство жилого дома было приостановлено. Данный факт подтверждается актом проверки управления от 08.12.2008 N 5 и протоколом от 09.12.2008 об административном правонарушении, в которых указано, что на момент проверки работы по строительству не велись (л.д. 5 - 6).
На основании изложенных правовых норм суд кассационной инстанции полагает что управлением на общество возложена обязанность, исполнение которой зависит не только от действий общества, но и от действий третьих лиц.
Поскольку обществом предприняты меры для исполнения предписания управления от 05.03.2008 N 4 и его неисполнение в указанный срок связано с действиями третьих лиц, то его вина отсутствует.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На решений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2009 по делу N А76-28136/2008-53-710/28 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований ч. 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчик), застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
Частью 6 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2009 г. N Ф09-3120/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника