Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 мая 2009 г. N А60-11968/2009-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2009 г. N Ф09-6402/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 14 мая 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел материалы дела по заявлению открытого акционерного общества "Тюменский завод строительных материалов" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об обжаловании постановления о назначении административного наказания от 10.03.2009 N 62-09-27/ПН,
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
от заинтересованного лица: Шульгина М.С., представитель по доверенности от11.11.08.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле разъяснены процессуальные права и обязанности, в том числе право на отвод. Отводов суду не заявлено.
Заявитель просит рассмотреть дело в его отсутствие. Судом ходатайство удовлетворено. Дополнения и уточнения приобщены к материалам дела.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлены дополнительные документы и отзыв.
Открытое акционерное общество "Тюменский завод строительных материалов" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "Тюменский завод строительных материалов") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обжаловании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее по тексту - заинтересованное лицо, РО ФСФР России по УрФО) от 10.03.2009 N 62-09-27/ПН о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которого предусмотрена законодательством в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на наличие процессуальных нарушений при проведении проверки и оформлении ее результатов - составление протокола об административном правонарушении не в день обнаружения правонарушения, составление акта проверки в отсутствие представителя привлекаемого к ответственности лица.
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило, считая, что существенных процессуальных нарушений проведения проверки и привлечения заявителя к административной ответственности, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено; факт совершения обществом вменяемого правонарушения подтвержден материалами административного дела, вина общества в совершении правонарушения установлена, следовательно, Общество правомерно привлечено к ответственности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил:
При осуществлении текущего контроля за соблюдением эмитентами эмиссионных ценных бумаг порядка раскрытия информации установлено, что по состоянию на 20.01.2009 обществом не обеспечен доступ информации в форме годовой бухгалтерской отчетности общества за 2007 год на странице в сети Интернет, на которой Общество осуществляет раскрытие информации - www.agidel-group.ru, что является нарушением требований законодательства о рынке ценных бумаг.
По результатам проверки составлен акт обнаружения отсутствия доступа к информации в сети в Интернет от 20.01.2009 и протокол об административном правонарушении от 24.02.2009. Представитель лица, привлекаемого к ответственности, на составление протокола не явился, ООО "Тюменский завод строительных материалов" о дате и месте составления протокола уведомлено путем направления письма от 22.01.2009 N 62-09-СФ-08/418.
Определением от 25.02.2009 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.03.2009. Указанное определение направленно в адрес ООО "Тюменский завод строительных материалов" и получено им 03.03.2009, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Общества на определении.
По итогам рассмотрения материалов проверки 10.03.2009 уполномоченным должностным лицом РО ФСФР России по УрФО в отношении ООО "Тюменский завод строительных материалов" вынесено постановление о назначении административного наказания N 62-09-27/ПН, на основании которого общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановление направлено в адрес привлекаемого к ответственности лица и получено им 23.03.2009, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Общества на постановлении.
Полагая, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
В соответствии с п.1 ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке предусмотренном Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом п.2 ст.92 указанного закона устанавливает, что обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). При этом состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Одним из таких актов является утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п.п. 8.1.1, 8.3.1 Положения открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества подлежат обязательному аудиту.
В соответствии с п. 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.
В соответствии с п. 8.3.5 Положения акционерное общество, на которое в соответствии с Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 21.11.1996г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации - товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, годовая бухгалтерская отчетность Общества за 2007 г. должна была быть опубликована в срок до 15 мая 2008 г. включительно.
При этом п. 8.3.6 Положения установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 г. N 67н бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.
Ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливает, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
При этом п. 1.6 Положения устанавливает, что при опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. Кроме того, вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с данным Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в момент проведения проверки 20.01.2009 ОАО "Тюменским заводом строительных материалов" не обеспечен доступ к информации в форме годовой бухгалтерской отчетности эмитента за 2007 год на странице в сети Интернет, на которой Общество осуществляет раскрытие информации www. agidel-group.ru .
На момент составления протокола от 24.02.2009 об административном правонарушении проверяющим органом установлено, что ОАО "Тюменский завод строительных материалов" обеспечило доступ в сети Интернет к текстам форм 1,2,3,4,5 годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2007 год и аудиторскому заключению за 2007 год, что подтверждается распечаткой страницы из сети Интернет от 24.01.09). Указанные обстоятельства расценены административным органом как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к выводу о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о рынках ценных бумаг. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих принятию мер по соблюдению соответствующих требований законодательства, суду не представлено.
Ссылка общества на истечение срока привлечения к административной ответственности судом отклоняется, поскольку нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг является сложным юридическим составом, включающим в себя несколько самостоятельных требований, а именно: размещение в установленный срок в сети Интернет определенные ч. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, п. 8.1.1 Положения сведения и обеспечение доступа к данным сведениям. Невыполнение каждого из указанных требований эмитентом образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Обществу вменяется именно необеспечение доступа к информации.
Суд полагает, что наличие состава правонарушения, объективной стороной которого является необеспечение доступа к информации, размещенной в сети Интернет, не зависит от самого факта размещения данной информации к установленному сроку. Иной подход не позволил бы реализовать охранительную функцию указанной правовой нормы.
В отличие от правонарушения, выражающегося в неразмещении информации в установленный срок, правонарушение объективной стороной которого является необеспечение доступа к информации, размещенной в сети Интернет, в течение определенного срока (трех лет) является длящимся.
В силу ч. 2 ст. 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении 2-месячный срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
Из материалов дела следует, что днем обнаружения правонарушения является дата составления акта - 20.01.2009, постановление о привлечении к ответственности вынесено административным органом 10.03.2009, то есть в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Ссылка заявителя на составление протокола не в день обнаружения правонарушения судом во внимание не принимается, исходя из следующего.
Согласно ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Между тем из положений КоАП РФ следует, что само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, а срок, установленный для составления протокола не является пресекательным.
Данное нарушение также нельзя отнести к существенным нарушениям процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении по смыслу, указанному в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Ссылка заявителя на неознакомление его с актом проверки от 20.01.2009 не является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Ссылка заявителя на то, что именно в июне отделение должно было составить протокол об административном правонарушении судом не принимается, поскольку это право контролирующего органа осуществлять проверки, и в данном случае к ответственности Общество привлечено именно за необеспечение доступа к тексту годовой бухгалтерской отчетности и поскольку такой доступ не был обеспечен до 24.01.09, правонарушение является длящимся.
Рассмотрев вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
В пунктах 18 и 21 Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 и от 24.03.2005 г. N 5 соответственно разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить только в будущем времени, размер последствий непредсказуем, возможно, что последствий не будет вообще; несвоевременное обеспечение доступа к информации касается неопределенного круга лиц, следовательно, отсутствуют основания для применения малозначительности правонарушения при данном составе административного правонарушения.
Таким образом, оспариваемое постановлении принято Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе с учетом всех имеющих значение обстоятельств дела, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, размер штрафа (30000 рублей), назначенный административным органом применительно к данным обстоятельствам, является разумным, обоснованным и достаточным с учетом изложенных в постановлении обстоятельств. Процессуальных нарушений в ходе проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности административным органом не допущено.Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направлено в адрес Общества 22.01.09 и получено им 27.01.09 Протокол составлен 24.02.09 и 10.03.09 принято оспариваемое постановление.Определение о рассмотрении материалов административного дела направлено 25.02.09 и получено обществом 03.03.09, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Тюменский завод строительных материалов" о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 10.03.2009 N 62-09-27/ПН о назначении административного наказания отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 2 ст. 257 и частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 мая 2009 г. N А60-11968/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2009 г. N Ф09-6402/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения