Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 мая 2009 г. N Ф09-3193/09-С4
Дело N А76-22075/2008-50-569
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дядченко Л.В., судей Крюкова А.Н., Мальцевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малахитовая шкатулка" (далее - общество "Малахитовая шкатулка") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 по делу N А76-22075/2008-50-569 по заявлению общества "Малахитовая шкатулка" о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Челябинска (далее - Инспекция, регистрирующий орган).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции - Крупенко А.Ю. (доверенность от 03.02.2009 N 05-04/005829).
Представитель общества "Малахитовая шкатулка" в судебное заседание не явился.
Общество "Малахитовая шкатулка" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 28.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица. Решением суда от 12.11.2008 (судья Ваганова В.В.) требования удовлетворены. Решение Инспекции от 28.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица признано недействительным, не соответствующим Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Инспекция обязана устранить допущенные нарушения путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об обществе "Малахитовая шкатулка", не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 (судьи Сундарева Г.А., Бабкина С.А., Матвеева С.В.) решение отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Малахитовая шкатулка" просит постановление от 24.02.2009 отменить, решение от 12.11.2008 оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", несоответствие выводов суда представленным доказательствам. По мнению заявителя, судом не учтено, что истцом в регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Также заявитель указывает на то, что Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержит положений о том, что сведения о паспортных данных учредителей - физических лиц подлежат обязательному включению в устав, следовательно, в случае их изменения внесения соответствующих изменений в учредительные документы не требуется. Кроме того, заявитель полагает, что Инспекцией необоснованно применена ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при этом суд апелляционной инстанции не установил в действиях регистрирующего органа никаких нарушений.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с учредительными документами общества "Малахитовая шкатулка" его участниками являются Вождаева И.Н., Исаков Г.Д. и Шавырина Е.С.
В связи с получением Вождаевой И.Н. нового паспорта гражданина Российской Федерации общество "Малахитовая шкатулка" обратилось в Инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связных с внесением изменений в учредительные документы. Согласно разделу 3 указанного заявления, изменения вносятся в сведения об участниках юридического лица - физических лицах.
Рассмотрев поступившие документы, Инспекция 28.08.2008 приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов. Решение мотивировано тем, что согласно представленному заявлению по форме N Р14001 изменения вносятся в сведения об участнике юридического лица, которые отражены в учредительных документах общества. Для регистрации указанных изменений в регистрирующий орган необходимо представить заявление по форме N Р13001 с пакетом документов, предусмотренным законом. Поскольку такие документы отсутствуют, заявление по форме N Р14001 считается не представленным.
Полагая, что решение Инспекции от 28.08.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконно и нарушает его права и законные интересы, общество "Малахитовая шкатулка" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции указал на то, что Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержит в качестве обязательного положение о включении в устав общества сведений о паспортных данных участников общества. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех дней с момента изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган. Поскольку такое заявление директором общества общество "Малахитовая шкатулка" представлено, у Инспекции не было оснований для отказа в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице.
Отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Единство и сопоставимость сведений реестров обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм их ведения (ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, согласно которому заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подается по форме N Р13001.
В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества, помимо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что в уставе общества "Малахитовая шкатулка" не только определен состав участников общества, но также указаны их паспортные данные и адрес регистрации. При заполнении заявления по форме Р14001 директор общества "Малахитовая шкатулка" указала новые паспортные данные Вождаевой И.Н. в листе "Д" (сведения об участниках юридического лица - физических лицах).
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае государственная регистрация касалась изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
При этом доказательств, подтверждающих, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все определенные п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимые для осуществления государственной регистрации указанных изменений документы, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является правомерным, оснований для удовлетворения требований общества "Малахитовая шкатулка" не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом ст. 17, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" рассмотрены и отклонены как неосновательные.
Ссылка общества "Малахитовая шкатулка" на то, что Инспекцией в решении об отказе в государственной регистрации юридического лица от 28.08.2008 неправомерно дана ссылка на ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также отклоняется. Исследовав оспариваемое решение Инспекции во взаимосвязи с другими доказательствами по делу, суд пришел к выводу о том, что отказ в государственной регистрации вызван непредставлением заявителем документов, определенных ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В связи с этим ссылка регистрирующего органа на ст. 12 названного Федерального закона является ошибочной, однако в данном случае это не привело к принятию Инспекцией незаконного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 24.02.2009 является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 по делу N А76-22075/2008-50-569 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малахитовая шкатулка" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом ст. 17, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" рассмотрены и отклонены как неосновательные.
Ссылка общества "Малахитовая шкатулка" на то, что Инспекцией в решении об отказе в государственной регистрации юридического лица от 28.08.2008 неправомерно дана ссылка на ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также отклоняется. Исследовав оспариваемое решение Инспекции во взаимосвязи с другими доказательствами по делу, суд пришел к выводу о том, что отказ в государственной регистрации вызван непредставлением заявителем документов, определенных ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В связи с этим ссылка регистрирующего органа на ст. 12 названного Федерального закона является ошибочной, однако в данном случае это не привело к принятию Инспекцией незаконного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2009 г. N Ф09-3193/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника