Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 мая 2009 г. N Ф09-3191/09-С4
Дело N А47-5159/2008АК-32
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сердитовой Е.Н., судей Крюкова А.Н., Дядченко Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия (далее - Инспекция N 3) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.10.2008 по делу N А47-5159/2008АК-32 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 по тому же делу по заявлению Инспекции N 3 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - Инспекция N 10) от 11.06.2008 N 11563А.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Инспекция N 3 обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции N 10 от 11.06.2008 N 11563А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Энер-госистемы-Сервис" (далее - общество "Энергосистемы-Сервис").
Определением от 19.08.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество "Энергосистемы-Сервис", учредитель названного общества Задыхайло Валерий Антипович.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2008 (судья Федорова С.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 (судьи Ершова С.Д., Матвеева С.В., Сундарева Г.А.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция N 3 просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, представленный на регистрацию устав общества "Энергосистемы-Сервис" не соответствует требованиям закона, поскольку в качестве места нахождения юридического лица в уставе указан несуществующий адрес.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц общество "Энергосистемы-Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.04.2003 Инспекцией N 10 за ОГРН 1035605514746. Решением единственного участника общества Задыхайло В.А. от 07.06.2008 N 2 в устав общества внесены изменения, согласно которым местом нахождения общества является Российская Федерация, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Кибальчича, д. 18, кв. 23.
_ Обществом 07.06.2008 в Инспекцию N 10 представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе, заявление по форме N Р13001, решение участника N 2 от 07.06.2008, изменения N 1 в устав общества "Энергосистемы-Сервис".
Рассмотрев указанный пакет документов, Инспекция N 10 приняла решение от 11.06.2008 N 11563А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись, согласно которой адресом (местом нахождения) общества "Энергосистемы-Сервис" является Российская Федерация, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Кибальчича, д. 18, кв. 23. В связи с изменением места нахождения общества "Энергосистемы-Сервис" его регистрационное дело 18.06.2008 передано в Инспекцию N 3.
Инспекцией N 3 была проведена проверка соответствия фактических и документальных данных о юридическом адресе, указанном в учредительных документах, в результате которой установлено, что обозначенный в уставе общества "Энергосистемы-Сервис" адрес: г. Черногорск, ул. Кибальчича, д. 18, кв. 23 фактически не существует.
Ссылаясь на то, что решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, принято Инспекцией N 10 на основании документов, содержащих недостоверную информацию, что противоречит требованиям закона и нарушает экономические права неопределенного круга лиц и публичные интересы Российской Федерации, Инспекция N 3 обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что обязанность по предоставлению достоверной информации о юридическом лице (в том числе, о месте его нахождения) возложена названным законом на заявителя при государственной регистрации. Данный закон не обязывает регистрирующий орган проверять достоверность указанных в заявлении сведений.
Согласно п.п. а, б п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявителем в надлежащий регистрирующий орган представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доказательств наличия у регистрирующего органа на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом "Энергосистемы-Сервис" на регистрацию документах, материалы дела не содержат.
Поскольку материалами дела подтверждено выполнение обществом требований Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, у Инспекции N 10 отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции N 10 от 11.06.2008 N 11563А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства дела, имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции от 15.10.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.02.2009 являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.10.2008 по делу N А47-5159/2008АК-32 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.п. а, б п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявителем в надлежащий регистрирующий орган представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
...
Поскольку материалами дела подтверждено выполнение обществом требований Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, у Инспекции N 10 отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2009 г. N Ф09-3191/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника