Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 мая 2009 г. N Ф09-3332/09-С3
Дело N А47-8740/2008АК-21
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Глазыриной Т.Ю., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Тоцкая квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.02.2009 по делу N А47-8740/2008АК-21.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с учреждения платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 17371 314 руб. 69 коп.
Решением суда от 02.02.2009 (судья Говырина Н.И.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с учреждения плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 11275 361 руб. 03 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит решение суда в части удовлетворения заявленных требований отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение судом норм процессуального права.
Учреждение ссылается на то, что суд принял решение в отношении Министерства обороны Российской Федерации, которое к участию в деле не привлечено; плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия не должна производиться за счет средств федерального бюджета; в отношении учреждения имелись основания для снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду; действующая нормативно-правовая база рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации понижать размер платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджета; управлением в течение ряда лет не принимались меры, направленные на приостановление или прекращение деятельности учреждения, взыскание задолженности; исполнение обжалуемого решения приведет к задержке выплаты заработной платы, оплаты денежного довольствия военнослужащим, внесения обязательных платежей в бюджет.
Отзыв на кассационную жалобу учреждения управлением не представлен.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 1 ст. 22 Закона предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Согласно п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата в таких случаях определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Как следует из материалов дела и установлено судом, учреждение осуществляет деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, осуществляя выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и от передвижных источников, сбросы вредных веществ в водные объекты, размещение отходов.
Учреждение имеет действующее разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами от 01.01.2008 N 164 сроком действия до 01.01.2009. Лимит на размещение отходов и разрешение на сброс вредных веществ в водные объекты отсутствуют.
С учетом этого суд сделал вывод о том, что в связи с отсутствием, выданного в установленном порядке разрешения на сброс вредных веществ в водные объекты и установленных лимитов на размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ должна учитываться как сверхлимитная на основании п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Учреждением за II, III, IV кварталы 2007 г., I, II, III кварталы 2008 г. расчет платы составлен с нарушением данного правила без применения повышающего пятикратного коэффициента.
Судом установлено, что заявление в суд о взыскании задолженности, образовавшейся за период с III квартала 2003 г. по III квартал 2005 г., направлено управлением 26.11.2008, то есть с пропуском срока исковой давности, о применении которого в соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлено учреждением. В остальной части заявленных требований учреждением внесены платежи в сумме 616 481 руб. 68 коп. за период с IV квартала 2005 г. по III квартал 2008 г. включительно, без применения кратности.
С учетом этого, сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с IV квартала 2005 г. по III квартал 2008 г., подлежащая взысканию с учреждения, составила 11 275 361 руб. 03 коп.
Выводы суда являются правильными и соответствуют действующему законодательству, установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным и оцененным с соблюдением требований ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы учреждения, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
Порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее отдельных природопользователей предусмотрен параграфом 7 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 и носит заявительный характер.
Учреждением не представлено суду доказательств принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о снижении платы за загрязнение окружающей среды или освобождения от нее учреждения.
Ссылка учреждения на п. 7, 8 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, подлежит отклонению, поскольку, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, названный Порядок не предусматривает такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя.
Другие доводы учреждения, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
В связи с тем, что учреждению предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, доказательства уплаты госпошлины учреждением не представлены, с учреждения подлежит взысканию госпошлина по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.02.2009 по делу N А47-8740/2008АК-21 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Тоцкая квартирно-эксплуатационная часть района" - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Тоцкая квартирно-эксплуатационная часть района" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что заявление в суд о взыскании задолженности, образовавшейся за период с III квартала 2003 г. по III квартал 2005 г., направлено управлением 26.11.2008, то есть с пропуском срока исковой давности, о применении которого в соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлено учреждением. В остальной части заявленных требований учреждением внесены платежи в сумме 616 481 руб. 68 коп. за период с IV квартала 2005 г. по III квартал 2008 г. включительно, без применения кратности.
...
Порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее отдельных природопользователей предусмотрен параграфом 7 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 и носит заявительный характер.
...
Ссылка учреждения на п. 7, 8 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, подлежит отклонению, поскольку, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, названный Порядок не предусматривает такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2009 г. N Ф09-3332/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника