Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 мая 2009 г. N Ф09-3385/09-С1
Дело N А71-12483/2008-А31
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Черкезова Е.О., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Хозяин" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.12.2008 по делу N А71-12483/2008-A31 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, административный орган) от 26.11.2008 N 73 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.12.2008 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 (судьи Нилогова Т.С, Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права. Общество полагает, что его вина с совершении данного правонарушения отсутствует, поскольку им приняты все необходимые меры по соблюдению требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон). Общество считает, что проведение проверки должно было быть закончено до 00 час. 00 мин. 24.10.2008, а не 25.10.2008. Кроме того, общество полагает, что участие в проверке лиц, не являющихся сотрудниками инспекции, является грубым нарушением законодательства.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением жалоб от граждан инспекцией 24.10.2008 на основании поручения от 24.10.2008 N 140 совместно с сотрудником милиции проведена проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) в киноцентре "Спутник", расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Наговицына, д. 80.
В ходе проверки инспекцией установлен факт осуществления обществом наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) либо выдачи бланка строгой отчетности (далее - БСО), а именно: в момент оплаты за два билета на дискотеку на общую сумму 80 руб. (по 40 руб. каждый) работником общества не были отпечатаны и выданы посетителям дискотеки Бобровой М.Н., Дмитриевой О.А. кассовые чеки (либо БСО). Данным посетителям были выданы два браслета на руки, подтверждающие лишь право на посещение дискотеки и не являющихся БСО.
По результатам проверки административным органом в отношении общества составлены акт проверки от 24.10.2008 N 334, протокол от 10.11.2008 N 73 об административном правонарушении и вынесено постановление от 26.11.2008 N 73 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии нарушений при привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса,
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и соответствует действующему законодательству.
Согласно ст. 14.5 Кодекса продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с п. 1 ст. 2, ст. 5 Закона все организации при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные ККТ чеки.
Организации и индивидуальные предприниматели на основании порядка, определенного Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона, п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16).
Положение осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 (далее - Постановление N 359).
Согласно пункту 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением N 359 (далее -Положение), на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.
В силу п. 5, 6 Положения в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. При необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами "ж"-"и" п. 3 данного Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев является одним из видов деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утвержден образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительских организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий.
В рассматриваемом случае общество предоставляло физическим лицам услуги по организации отдыха и развлечений, поэтому при приеме от посетителей наличных денежных средств вправе было вместо ККТ использовать установленной формы билеты, которые применительно к осуществляемому обществом виду деятельности является бланком строгой отчетности.
Правильно применив нормы права, а также оценив в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющуюся в деле совокупность доказательств (акт проверки от 24.10.2008 N 334, протокол от 10.11.2008 N 73 об административном правонарушении, объяснения кассира и посетителей дискотеки), суды установили, что чеки либо БСО (билеты) посетителям дискотеки выданы не были, а выдаваемые обществом браслеты не являются бланками строгой отчетности, формы которых утверждаются Минфином России.
Согласно ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законам и субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено, что общество не осуществило надлежащий контроль за исполнением своим работником возложенных на него должностных обязанностей, а также не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности при подборе персонала. Ознакомление работника с требованиями законодательства о применении ККТ, должностными обязанностями и правилами эксплуатации ККТ не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Доказательств невозможности соблюдения требований Закона при осуществлении наличных денежных расчетов и принятия всех возможных мер, направленных на предупреждение правонарушения обществом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения и, соответственно, доказанности наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса, являются обоснованными.
Доводам общества, изложенным в кассационной жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка.
Судами правильно отмечено, что согласно, представленному в материалы дела поручению проверку поручено провести 24-25 октября 2008. Особенность осуществляемой обществом деятельности в сфере организации досуга и режим работы киноцентра "Спутник" предполагает, что проверка могла быть осуществлена после окончания рабочего дня, начата поздним вечером и окончена уже после 00-00 часов следующего дня. Из акта проверки следует, что проверка начата 24.10.2008 в 22-20 час. и окончена в 00-25 час. 25.10.2008, что полностью соответствует поручению N 140 и не нарушает прав общества.
Кроме того, из совокупности законодательных актов (Закона, Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что в целях пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации налоговые органы наделены правом на привлечение к участию в ходе проверки необходимых организаций, специалистов и иных лиц, то есть какого-либо нарушения в данном случае со стороны инспекции не имеется.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.12.2008 по делу N А71-12483/2008-A31 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по тому же делу по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Хозяин" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правильно отмечено, что согласно, представленному в материалы дела поручению проверку поручено провести 24-25 октября 2008. Особенность осуществляемой обществом деятельности в сфере организации досуга и режим работы киноцентра "Спутник" предполагает, что проверка могла быть осуществлена после окончания рабочего дня, начата поздним вечером и окончена уже после 00-00 часов следующего дня. Из акта проверки следует, что проверка начата 24.10.2008 в 22-20 час. и окончена в 00-25 час. 25.10.2008, что полностью соответствует поручению N 140 и не нарушает прав общества.
Кроме того, из совокупности законодательных актов (Закона, Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что в целях пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации налоговые органы наделены правом на привлечение к участию в ходе проверки необходимых организаций, специалистов и иных лиц, то есть какого-либо нарушения в данном случае со стороны инспекции не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2009 г. N Ф09-3385/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника