Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 мая 2009 г. N Ф09-3565/09-С1
Дело N А07-11460/2008-А-ХИМ
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу администрации сельского поселения "Михайловский сельсовет" Уфимского района Республики Башкортостан (далее - администрация поселения) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2008 по делу N А07-11460/2008-А-ХИМ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации муниципального района "Уфимский район" (далее - администрация района) - Мулюков И.Н. (доверенность от 11.01.2009 N 02);
администрации поселения - Рябченко А.Л. (доверенность от 13.01.2009 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации поселения об отмене постановлений от 08.05.2008 N 19, 20 главы сельского поселения "Михайловский сельсовет" муниципального района Уфимский район.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация района.
Решением суда от 15.12.2008 (судья Хайдаров И.М.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 (судьи Баканов В.В., Ермолаева Л.П., Соколова Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация поселения просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что оспариваемые ненормативные акты вынесены администрацией поселения на основании протеста Башкирской природоохранной прокуратуры от 30.04.2008 N 021д-08, которому судами не дана надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования "Михайловский сельсовет" Уфимского района Республики Башкортостан от 14.09.2004 N 193 "О согласовании размещения жилого квартала в д. Суровка Уфимского района Республики Башкортостан для общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - Постановление N 193) утвержден акт выбора земельного участка от 03.08.2004 и предварительно согласовано место размещения жилого квартала в д. Суровка Уфимского района Республики Башкортостан для общества.
Главой муниципального образования "Михайловский сельсовет" Уфимского района Республики Башкортостан вынесено постановление от 20.12.2004 N 268 "О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Партнер" для строительства жилого квартала в д. Суровка Уфимского района Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 268), на основании которого между обществом и Уфимским районным комитетом по управлению собственностью заключен договор аренды от 21.12.2005 на земельный участок для строительства жилого квартала, расположенный по адресу: Уфимский район, д. Суровка. Дополнительным соглашением от 28.03.2006 к договору аренды установлен срок аренды земельного участка под строительство жилого квартала - с 20.12.2004 по 19.12.2009.
Администрацией поселения 08.05.2008 вынесены постановления N 19, 20, которыми отменены постановления N 193, 268.
В качестве правовых оснований для вынесения оспариваемых постановлений указано на нарушение порядка согласования размещения жилого квартала в д. Суровка Уфимского района Республики Башкортостан и нарушение порядка предоставления земельных участков под строительство жилого квартала в д. Суровка Уфимского района Республики Башкортостан, установленных ст. 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемые постановления не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания решений и действий (бездействий) незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ), действовавшего на момент принятия оспариваемого ненормативного акта, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими.
Отмена органом местного самоуправления принятого им акта, как правильно указали суды, возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций. При этом такая отмена, как и любые действия и акты органа местного самоуправления, не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В рамках предоставленных полномочий главой администрации муниципального образования "Михайловский сельсовет" Уфимского района Республики Башкортостан были вынесены постановления N 193, 268.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемые постановления N 19, 20 приняты администрацией поселения на основании протеста Башкирской природоохранной прокуратуры от 30.04.2008 об устранении нарушений, выразившихся в несоблюдении порядка информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Информирование населения осуществлено администрацией поселения и обществом путем размещения объявления в газете "Вечерняя Уфа" от 09.04.2005, а также распространения объявлений на территории муниципального образования "Михайловский сельсовет". Земельный участок предоставлен из земель, находящихся в государственной собственности.
Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Рабочему проекту "Жилой квартал в д. Суровка Уфимского района Республики Башкортостан", гидрогеологическим заключением от 22.08.2007 государственного унитарного предприятия "Башгеолцентр" Республики Башкортостан не установлено негативное воздействие на окружающую среду строительства жилого квартала в д. Суровка Уфимского района.
Суды правильно указали на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отмененные администрацией поселения постановления не содержат существенных и неустранимых нарушений действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов третьих лиц, не содержат иных оснований для признания их недействительными. Оснований для вынесения главой сельского поселения "Михайловский сельсовет" муниципального района Уфимский район постановлений от 08.05.2008 N 19, N 20 не имелось.
Указанные постановления также нарушают права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку администрации поселения на законность протеста Уфимской природоохранной прокуратуры от 30.04.2008 N 021д-08, поскольку проверка названного акта не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению в рамках рассматриваемого дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2008 по делу N А07-11460/2008-А-ХИМ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации сельского поселения "Михайловский сельсовет" Уфимского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве правовых оснований для вынесения оспариваемых постановлений указано на нарушение порядка согласования размещения жилого квартала в д. Суровка Уфимского района Республики Башкортостан и нарушение порядка предоставления земельных участков под строительство жилого квартала в д. Суровка Уфимского района Республики Башкортостан, установленных ст. 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
...
В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ), действовавшего на момент принятия оспариваемого ненормативного акта, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими.
...
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
...
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2009 г. N Ф09-3565/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника