Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2009 г. N А60-9247/2009-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8430/09-С2 настоящее решение оставлено без изменения
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2009 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению ООО "Гудвин-2005" к Главе МО "город Алапаевск", Администрации МО "город Алапаевск", Финансовому управлению МО "город Алапаевск", начальнику финансового управления МО "город Алапаевск" Коноваловой Р.В., с участием третьих лиц - Муниципального образования "город Алапаевск", МУ "Служба единого заказчика" МО "город Алапаевск" об оспаривании бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: И.А. Жулимов, по доверенности от 11.07.2008,
от заинтересованного лица: Е.А. Путилов, по доверенности от 01.01.2008.
Муниципальное образование "город Алапаевск", Администрация МО "Город Алапаевск", Глава МО "город Алапаевск", начальник финансового управления в МО "Город Алапаевск" и МУ "Служба единого заказчика" МО "город Алапаевск" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "Гудвин-2005" просит признать незаконным бездействие Финансового управления в МО "г. Алапаевск", связанное с неисполнением исполнительного документа - исполнительного листа Семнадцатого арбитражного апелляционного суда; просит обязать Финансовое управление немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - МУ "Служба единого заказчика" МО "г. Алапаевск" (за исклю-чением операций по исполнению исполнительных документов); признать незаконным бездействие Главы МО "г. Алапаевск" Шаньгина Станислава Владимировича и начальника Финансового управления в МО "г. Алапаевск" Коноваловой Раисы Валентиновны по изменению показателей сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска на 2009 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответ-ствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 г. по делу N А60-32139/2007-С3; обязать Главу МО "г. Алапаевск" С.В. Шаньгина и начальника Финансового управления в МО "г. Алапаевск" Р.В. Коновалову немедленно изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска на 2009 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения указанного выше судебного акта.
Заявитель также просит удовлетворить ранее заявленное ходатайство о направлении судебного запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности статьи 242.2 (пункт 5) и статьи 217 (пункт 3) Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, их соответствие статьям 10, 19, 45, 46 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и в связи с этим приостановить производство по делу.
Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" с доводами заявителя не согласно, указав на то, что исполнительный лист арбитражного суда принят к исполнению, финансовым управлением предприняты все предусмотренные п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации действия по исполнению этого судебного акта, при этом руководитель финансового органа вправе вносить изменения в решение о бюджете в пределах объема бюджетных ассигнований, которых недостаточно, а исполнение судебного акта без внесения изменений в решение о бюджете невозможно.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы не представили.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 г. по делу N А60-32139/2007-СЗ с муниципального учреждения "Служба единого заказчика" МО "г. Алапаевск" и субсидиарно с Муниципального образования "г. Алапаевск" в пользу ООО "Гудвин-2005" взысканы судебные расходы в сумме 26556 руб. 25 коп.
На основании данного постановления судом 01.11.2008 г. выдан исполнительный лист N 006279, который предъявлен заявителем 19.12.2008 г. в финансовое управление МО "город Алапаевск".
Поскольку в течение трехмесячного срока, установленного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расчет с должником не произведен, ООО "Гудвин-2005" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия Финансового управления в МО "г. Алапаевск" и Главы МО "г. Алапаевск", связанного с неисполнением исполнительного документа.
Пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип иммунитета бюджетов, предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пунктом 1 статьи 242.1 данной главы Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений установлен статьей 242.5 БК РФ, согласно пункту 1 которой исполнительный документ, преду-сматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обяза-тельствам его бюджетного учреждения - должника, направляется взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учре-ждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Данный финансовый орган не позднее пя-ти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уве-домление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Заявитель, оспаривая бездействие Управления, ссылается на то, что данный финансовый орган, получив 19.12.2008 г. заявление вместе с исполнительным листом на взыскание задолженности с муниципального учреждения и в порядке субсидиарной ответственности - с муниципального образования "город Алапаевск", в установленный трехмесячный срок не приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, т. е. не обеспечил исполнение исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что после получения заявления и исполнительного листа Финансовое управление 22.12.2008 г. в соответствии с вышеуказанными требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации направило должнику - МУ "Служба единого заказчика" и Главе Администрации уведомления о поступлении исполнительного документа; муниципальное учреждение письмом от 24.12.2008 г. подтвердила свою задолженность и попросило выделить лимиты средств для расчета по данному исполнительному листу.
Вместе с тем средства выделены не были в связи с отсутствием соответствующих ассигнований в бюджете муниципального образования "город Алапаевск" на соответствующий год. Указанные обстоятельства являются препятствием для исполнения исполнительного документа в установленный срок.
На это указывает анализ следующих положений бюджетного законодательства:
Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления должен представить в финансовый орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с указанным письмом представляет в финансовый орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных названным пунктом, финансовый орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
В соответствии с Положением о финансовом управлении в Муниципальном образовании город Алапаевск, утвержденное приказом Министерства финансов Свердловской области от 23.03.2006 г. N 81-к, финансовое управление является территориальным отраслевым исполнительным органом Министерства финансов Свердловской области, осуществляющим проведение единой бюджетно-финансовой политике в муниципальном образовании, который в установленном порядке открывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств. При этом какие-либо полномочия по внесению изменений в бюджет муниципального образования у данного финансового органа отсутствуют.
Статьей 20 Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Алапаевск", принятого Решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 24.01.2008 г. N 5, установлено, что проекты решений о внесении изменений и дополнений в местный бюджет вносятся на рассмотрение Думы главой не позднее чем за 14 дней до очередного заседания Думы. Депутаты Думы по итогам рассмотрения отчета об исполнении местного бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года вправе вносить предложения о внесении изменений и дополнений в местный бюджет при необходимости финансирования новых видов расходов или увеличения финансирования существующих видов расходов местного бюджета. Указанные предложения рассматриваются комиссией по экономической политике, бюджету, финансам и налогам, а затем Думой. Наличие заключения главы по данному вопросу обязательно.
В силу статьи 23 данного Положения исполнение местного бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном Финансовым управлением, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение местного бюджета осуществляется Финансовым управлением на основе бюджетной росписи в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете местного бюджета.
Статьей 217 БК РФ установлен закрытый перечень случаев, когда возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета. Причиной таких ограничений является тот факт, что любые отступления от утвержденного бюджета являются, по сути, изменением воли законодателя относительно осуществления права государственной или муниципальной собственности.
Так, указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов; по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Показатели могут изменяться лишь в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 219.1 БК РФ порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам.
Из этого следует, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т. д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.
Таким образом, установленный главой 24.1 БК РФ механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает фактическое наличия бюджетных средств на едином счете местного бюджета и достаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа.
Отсутствие финансовой возможности является также препятствием для выделения главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.
Утвержденный решением Думы муниципального образования город Алапаевск бюджет данного муниципального образования на 2009 год и утвержденная в соответствии с ним бюджетная роспись предусматривает бюджетные ассигнования на выполнение обязательств муниципального образования по исполнению судебных актов в сумме 4680000 руб., в том числе в 1 квартале 2009 года 85000, на 2 квартал - 560000 руб., 3 квартал 1475000 руб. и 4 квартал - 2560000 руб.
Вместе с тем данных ассигнований недостаточно для исполнения всех обязательств по исполнительным листам, предусматривающим взыскание задолженности за счет бюджетных средств муниципального образования, поскольку сумма задолженности по всем исполнительным листам, предъявленным к бюджету муниципального обрахзования, по состоянию на 08.04.2009 г. составляет 99450215,11 руб.
Об этом финансовое управление письмом от 08.04.2009 г. сообщило Главе МО "город Алапаевск", предложив принять необходимые меры для надлежащего исполнения судебных актов.
В свою очередь, Глава МО "город Алапаевск" письмами от 02.02.2009 г. и от 17.04.2009 г. обращался к Думе МО город Алапаевск с заявлением о рассмотрении возможности выделения дополнительных денежных средств на проведение полных расчетов с взыскателями; письмом от 23.04.2009 г. председателем комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам сообщено, что данный вопрос будет рассмотрен по итогам исполнения бюджета за 1 квартал 2009 года.
Из материалов дела (в частности, из судебных актов по аналогичным требованиям) также следует, что объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решениями о бюджете муниципального образования "город Алапаевск" на 2007 и 2008 годы, также не позволял в полной мере исполнять требования исполнительных документов.
Так, в период с 01.01.2008 г. по 27.08.2008 г. за счет бюджетных ассигнований была погашена задолженность всего лишь на сумму 1145001,10 руб.
В связи с этим, в настоящее время существуют обстоятельства, объективно не позволяющие финансовому управлению и Главе МО "г. Алапаевск" как главному распорядителю средств муниципального бюджета своевременно исполнить требования данного исполнительного листа.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ об обязанности доказывания обстоятельств, на которое лицо ссылается как на основание своих требований, заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих возможность заинтересованных лиц исполнить требование исполнительного документа в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
При таких обстоятельствах взыскатель не лишен возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа Арбитражного суда Свердловской области путем предъявления его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Таким образом, со стороны заинтересованных лиц отсутствуют какие-либо нарушения порядка исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства муниципального бюджета и неправомерное бездействие, связанное с исполнением исполнительного листа, и оснований для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Ходатайства заявителя о направлении в Конституционный суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности пункта 5 статьи 242.2 и пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации положениям статей 10, 19, 45, 46 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и о приостановлении в связи с этим производства по настоящему делу в силу ст. 101 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года N 1-ФКЗ "О конституционном Суде Российской Федерации" поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 84 Закона правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 85 Закона запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными нормами обращение в Конституционный Суд РФ допустимо, если заявитель считает норму не подлежащей применению, тогда как суд не усматривает несоответствия спорной нормы бюджетного законодательства Конституции РФ в силу ее действительности, и считает подлежащей применению в рассматриваемом споре.
Кроме того, общество, при наличии мнения о недопустимости применения данной нормы, вправе обратиться в Конституционный Суд с соответствующим ходатайством или жалобой как самостоятельный заявитель на основании соответствующих норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2009 г. N А60-9247/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8430/09-С2 настоящее решение оставлено без изменения