Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8430/09-С2
Дело N А60-9247/2009-С9
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: Председательствующего Сухановой Н.Н., судей Наумовой Н.В., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гудвин-2005" (далее - общество "Гудвин-2005", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2009 по делу N А60-9247/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по тому же делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Муниципальное образование "г. Алапаевск" (далее - МО "г. Алапаевск"), муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" Муниципального образования "г. Алапаевск" (далее - должник, учреждение).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель финансового управления МО "г. Алапаевск" (далее - управление) - Путилов Е.А. (доверенность от 01.07.2009).
Представители истца, иных ответчиков, а также третьих лиц в судебное заседание не явились.
Общество "Гудвин-2005" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании незаконным бездействия финансового управления МО "г. Алапаевск", связанного с неисполнением исполнительного листа, выданного Семнадцатым арбитражным апелляционным судом 01.11.2008 по делу N А60-32139/2007; просит обязать Финансовое управление приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов); признать незаконным бездействие главы МО "г. Алапаевск" Шаньгина С.В. и начальника Финансового управления в МО "г. Алапаевск" Коноваловой Р.В. по изменению показателей сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска на 2009 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А60-32139/2007; обязать главу МО "г. Алапаевск" Шаньгина С.В. и начальника финансового управления в МО "г. Алапаевск" Коновалову Р.В. изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска на 2009 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения вышеуказанного судебного акта.
Решением суда от 18.05.2009 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении иска отказано. Суд указал на отсутствие со стороны ответчиков нарушений порядка исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства муниципального бюджета и неправомерного бездействия, связанного с исполнением исполнительного листа.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Гудвин-2005" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что отсутствие соответствующих ассигнований в бюджете муниципального образования не является препятствием для исполнения исполнительного документа; судами не приняты во внимание положения п. 5 ст. 242.2 и п. 3 ст. 217 Кодекса, на которых основаны заявленные требования; МО "г. Алапаевск" для привлечения дополнительных денежных средств в бюджет может реализовать имеющееся у него имущество.
Проверив законность судебных актов по доводам жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, 19.12.2008 управление получило исполнительный лист на взыскание задолженности с должника и в порядке субсидиарной ответственности - с МО "г. Алапаевск".
Управление 22.12.2008 направило должнику и главе администрации уведомления о поступлении исполнительного документа.
Учреждение письмом от 24.12.2008 подтвердило свою задолженность и попросило выделить лимиты средств для расчета по данному исполнительному листу.
В связи с отсутствием необходимых ассигнований в бюджете МО "г. Алапаевск" на соответствующий год, запрошенные учреждением денежные средства не выделены.
Утвержденный решением Думы МО "г. Алапаевск" бюджет муниципального образования на 2009 год и утвержденная в соответствии с ним бюджетная роспись предусматривает бюджетные ассигнования на выполнение обязательств муниципального образования по исполнению судебных актов в сумме 4 680 000 руб., в том числе в 1 квартале 2009 г. 85 000, во 2 квартале - 560 000 руб., в 3 квартале 1 475 000 руб. и в 4 квартале - 2 560 000 руб.
Поскольку сумма задолженности по всем исполнительным листам, предъявленным к бюджету муниципального образования, по состоянию на 08.04.2009 составила 99 450 215, 11 руб., финансовое управление письмом от 08.04.2009 сообщило главе МО "г. Алапаевск" о недостаточности ассигнований для исполнения всех обязательств по исполнительным листам, предложив принять необходимые меры для надлежащего исполнения судебных актов.
Глава МО "г. Алапаевск" письмами от 02.02.2009 и от 17.04.2009 обращался к Думе МО город Алапаевск с заявлением о рассмотрении возможности выделения дополнительных денежных средств на проведение полных расчетов со взыскателями.
Председателем комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам письмом от 23.04.2009 сообщено, что указанный вопрос будет рассмотрен по итогам исполнения бюджета за 1 квартал 2009 г.
Согласно п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов и производится в соответствии с гл. 24.1 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании п. 1 ст. 242.5 Кодекса, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п. 2 ст. 242.5 Кодекса).
В силу п. 3 ст. 242.5 Кодекса должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
На основании п. 4 ст. 242.5 Кодекса при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 5 ст. 242.5 Кодекса главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с п. 7 ст. 242.5 Кодекса при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
В соответствии с Положением "О финансовом управлении в МО "г. Алапаевск", утвержденном приказом Министерства финансов Свердловской области от 23.03.2006 N 81-к, финансовое управление является территориальным отраслевым исполнительным органом Министерства финансов Свердловской области, осуществляющим проведение единой бюджетно-финансовой политике в муниципальном образовании, который в установленном порядке открывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств. При этом какие-либо полномочия по внесению изменений в бюджет муниципального образования у данного финансового органа отсутствуют.
Статьей 20 Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в МО "г. Алапаевск", принятого Решением Думы МО "г. Алапаевск" от 24.01.2008 N 5 (далее - Положение), установлено, что проекты решений о внесении изменений и дополнений в местный бюджет вносятся на рассмотрение Думы главой не позднее чем за 14 дней до очередного заседания Думы. Депутаты Думы по итогам рассмотрения отчета об исполнении местного бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года вправе вносить предложения о внесении изменений и дополнений в местный бюджет при необходимости финансирования новых видов расходов или увеличения финансирования существующих видов расходов местного бюджета. Указанные предложения рассматриваются комиссией по экономической политике, бюджету, финансам и налогам, а затем Думой. Наличие заключения главы по данному вопросу обязательно.
В силу ст. 23 Положения исполнение местного бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном Финансовым управлением, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение местного бюджета осуществляется Финансовым управлением на основе бюджетной росписи в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете местного бюджета.
Согласно п. 1 ст. 217 Кодекса порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
В соответствии с п. 4 ст. 217 Кодекса порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов классификации операций сектора государственного управления, в том числе дифференцировано для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств.
Указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов, а также по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.
Согласно п. 2 ст. 219.1 Кодекса утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных ст. 190 и 191 данного Кодекса.
Вопросы выбора направления расходования средств бюджета в условиях недостаточности денежных средств для решения всех вопросов местного значения в полном объеме (дефицита бюджета) относятся к исключительной компетенции представительного органа власти (ст. 31, 153 Бюджетного кодекса, п. 10 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").
В соответствии с п. 3 ст. 219.1 Кодекса порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.
В соответствии с п. 2 ст. 83 Кодекса выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что финансовое управление не допустило незаконного бездействия в виде неисполнения требований судебного акта и не нарушило прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суды указали на возможность предъявление взыскателем исполнительного документа в службу судебных приставов.
Выводы судов являются правильным, соответствуют положениям ст. 6, п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 83, ст. 158, ч. 2 ст. 215.1, п. 1, 4, 5 ст. 217, п. 2, 3 ст. 219.1, п. 3 ст. 239, п. 4, 5, 6 ст. 242.2 Кодекса, Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2007 N 114н, Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в МО "г. Алапаевск", принятого решением Думы МО "г. Алапаевск" от 24.01.2008 N 5, Устава МО "город Алапаевск", принятого решением Думы МО "г. Алапаевск" от 04.07.1996 N 43, п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и подтверждаются материалами дела, исследованными судами в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судами обоснованно указано, что поскольку сумма взысканий по судебному акту превысила объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования "город Алапаевск" как на 2007, так и на 2008 г., а начальник финансового управления имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись (без внесения изменений в решение о бюджете) в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, то на момент истечения срока, установленного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса существовали обстоятельства, не позволившие финансовому управлению своевременно исполнить требования указанного исполнительного листа.
Судами также правильно отмечено, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление финансовому органу и начальнику финансового управления полномочий на внесение изменений в бюджет муниципального образования.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что финансовым управлением при поступлении исполнительного листа с учетом существующей очередности осуществлялись все необходимые действия для его исполнения. В частности, финансовое управление в соответствии с требованиями бюджетного законодательства направило в адрес общества уведомление, обратилось в Думу МО "г. Алапаевск" с целью внести изменения в сводную бюджетную роспись, обращалось к главному распорядителю бюджетных средств МО "г. Алапаевск".
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что финансовое управление не допустило незаконного бездействия по неисполнению требований судебного акта, и, соответственно, не нарушило прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются правомерными.
Суды также правильно отметили, что в данном случае общество согласно требованиям действующего законодательства не лишено возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа путем предъявления его для исполнения судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, выводы судов об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных обществом требований являются обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества, в том числе о том, что отсутствие соответствующих ассигнований в бюджете муниципального образования не является препятствием для исполнения исполнительного документа; судами не приняты во внимание положения п. 5 ст. 242.2 и п. 3 ст. 217 Кодекса, на которых основаны заявленные требования; МО "г. Алапаевск" для привлечения дополнительных денежных средств в бюджет может реализовать имеющееся у него имущество, ранее приводились им в судебных заседаниях первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены.
Основания для переоценки выводов судов и установленных фактических обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2009 по делу N А60-9247/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гудвин-2005" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов являются правильным, соответствуют положениям ст. 6, п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 83, ст. 158, ч. 2 ст. 215.1, п. 1, 4, 5 ст. 217, п. 2, 3 ст. 219.1, п. 3 ст. 239, п. 4, 5, 6 ст. 242.2 Кодекса, Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2007 N 114н, Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в МО "г. Алапаевск", принятого решением Думы МО "г. Алапаевск" от 24.01.2008 N 5, Устава МО "город Алапаевск", принятого решением Думы МО "г. Алапаевск" от 04.07.1996 N 43, п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и подтверждаются материалами дела, исследованными судами в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судами обоснованно указано, что поскольку сумма взысканий по судебному акту превысила объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования "город Алапаевск" как на 2007, так и на 2008 г., а начальник финансового управления имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись (без внесения изменений в решение о бюджете) в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, то на момент истечения срока, установленного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса существовали обстоятельства, не позволившие финансовому управлению своевременно исполнить требования указанного исполнительного листа.
...
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества, в том числе о том, что отсутствие соответствующих ассигнований в бюджете муниципального образования не является препятствием для исполнения исполнительного документа; судами не приняты во внимание положения п. 5 ст. 242.2 и п. 3 ст. 217 Кодекса, на которых основаны заявленные требования; МО "г. Алапаевск" для привлечения дополнительных денежных средств в бюджет может реализовать имеющееся у него имущество, ранее приводились им в судебных заседаниях первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2009 по делу N А60-9247/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гудвин-2005" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8430/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника