Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 мая 2009 г. N А60-1131/2009-С6
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2009 года
Полный текст решения изготовлен 22 мая 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску государственного учреждения Свердловской области "Алапаевское лесничество" к закрытому акционерному обществу "Фанком" о взыскании 3304 руб. 40 коп.
при участии:
от истца: представители не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей судом удовлетворено.
от ответчика: Е.В. Морозов, представитель по доверенности N 418 от 02.04.2009, паспорт 65 04 843272.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Ходатайств, заявлений не поступило.
Государственное учреждение Свердловской области "Алапаевское лесничество" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с закрытого акционерного общества "Фанком" неустойки в размере 3304 руб. 40 коп. за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на отмену с 01.04.2008 указанных Правил и отсутствие в связи с этим оснований для взыскания неустойки.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил:
На основании лесорубочного билета N 250 от 20.09.2006 закрытое акционерное общество "Фанком" осуществляло заготовку древесины в квартале N 301 (делянка N 1) 8 Зенковского лесничества Алапаевского лесхоза со сроком окончания заготовки и вывозки древесины 19.09.2007.
По истечении срока действия лесорубочного билета N 250 от 20.09.2006, окончанию заготовки и вывозки древесины, 13.09.2008 истцом проведено освидетельствование мест рубок, о чем составлен протокол N 17 от 13.09.2008. Освидетельствование мест рубок проведено без участия представителя ответчика.
В соответствии с указанным протоколом выявлены нарушения ответчиком лесохозяйственных требований, установленных Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, а именно: неудовлетворительная очистка мест рубок в количестве 0,40 га, на сумму 3304 руб. 40 коп.
За выявленные нарушения Государственное учреждение Свердловской области "Алапаевское лесничество" начислило закрытому акционерному обществу "Фанком" неустойку в сумме 3304 руб. 40 коп., рассчитанную в соответствии с пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.
11.10.2008 в адрес закрытого акционерного общества "Фанком" истцом направлено претензионное письмо N 3 от 30.09.2008 с предложением добровольно уплатить неустойку в срок до 30.10.2008. Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения. В связи с чем, истец обратился с иском о взыскании неустойки в судебном порядке.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения ответчика, суд полагает, что в удовлетворении требований Государственного учреждения Свердловской области "Алапаевское лесничество" следует отказать, исходя из следующего.
Указом Губернатора Свердловской области от 03.12.2007 N 1208-УГ "О создании государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений" в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного Кодекса Российской Федерации в целях совершенствования системы управления лесами на территории Свердловской области созданы государственные учреждения Свердловской области, в том числе, государственное учреждение Свердловской области "Алапаевское лесничество", утверждены их уставы.
Согласно Уставу государственного учреждения Свердловской области "Алапаевское лесничество" целью его деятельности является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства лесов, в интересах Российской Федерации и Свердловской области. Учреждению предоставлено право предъявлять иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства.
В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 81-83 настоящего Кодекса.
С учетом передачи полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в Свердловской области государственный лесной контроль и надзор осуществляется государственными учреждениями Свердловской области (лесничествами), в том числе государственным учреждением Свердловской области "Алапаевское лесничество".
Таким образом, государственное учреждение Свердловской области "Алапаевское лесничество" является надлежащим истцом по настоящему делу.
В соответствии с лесорубочным билетом N 250 от 20.09.2006 лесопользователь ознакомлен с Правилами отпуска древесины на корню, Санитарными правилами, Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации и обязуется их соблюдать.
Кроме того, согласно договору аренды участков лесного фонда Российской Федерации N 319 от 28.06.2004, заключенного между Алапаевским лесхозом и закрытым акционерным обществом "Фанком", с арендатора за нарушение лесохозяйственных требований при осуществлении лесопользования взыскивается неустойка в размерах, предусмотренных Правилами отпуска древесины на корню в лесах российской Федерации.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований установлены Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, действовавшими в период осуществления ответчиком деятельности по заготовке древесины на основании лесорубочного билета N 167 от 31.10.2006 г со сроком окончания заготовки и вывозки 30.10.2007 г.
Пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации предусмотрено, что лесопользователи, допустившие нарушения лесохозяйственных требований, обязаны уплатить неустойку в размере, установленном Правилами за данный вид лесонарушения, в том числе:
- за неудовлетворительную или несвоевременную очистка мест рубок от порубочных остатков (в том числе в случае, если разрыв между рубкой деревьев и очисткой в весенне-летний период превышает 15 дней), непроведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода; захламление лесов и не покрытых лесом земель в местах производства работ при расчистке земель под трассы дорог, лесные склады и иные цели, а также прилегающих к этим объектам и лесовозным дорогам полос шириной 50 метров, оставление завалов и срубленных зависших деревьев - 5-кратная стоимость работ по очистке мест рубок или ликвидации захламленности, рассчитанная по действующим в лесхозе расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденным в установленном порядке (подпункт "н" пункта 72 Правил отпуска древесины на корню).
Факт допущенных закрытым акционерным обществом "Фанком" нарушений лесохозяйственных требований подтверждается протоколом освидетельствования мест рубок N 17 от 13.09.2008.
Расчет неустойки в сумме 3304 руб. 44 коп., начисленной по протоколу освидетельствования мест рубок N 17 от 13.09.2008 составлен в соответствии с требованиями Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, действовавшими в период заготовки древесины заинтересованным лицом по лесорубочному билету N 250 от 20.09.2006.
Правоотношения сторон по осуществлению лесопользования по выданному обществу лесорубочному билету N 250 от 20.09.2006 возникли до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (т.е. до 01.01.2007 - ст. 1 Федерального закона N 201- ФЗ от 04.12.2006).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (редакции 2006 года) законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами отпуска древесины на корню, которые в связи с принятием Правительством РФ постановления от 13.03.2008 N 169, утратили силу 01.04.2008.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.
Согласно пункту 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Из материалов дела следует, что освидетельствование лесосек - делянки N 1 в квартале 301 (протокол освидетельствования мест рубок и заготовки второстепенных материалов N 17 от 13.09.2008) по лесорубочному билету N 309 сроком действия до 26.12.2007, и выявление факта нарушений лесохозяйственных требований, ответственность за которые устанавливалась постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551, имели место после того, как нормативный акт - Правила отпуска древесины на корню утратили силу, то есть после 31.03.2008.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд полагает, что оснований для применения ответственности в виде взыскания с закрытого акционерного общества "Фанком" неустоек за нарушение лесохозяйственных требований, отраженных в протоколе освидетельствования от 13.09.2008, на основании Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, отмененных Правительством РФ постановлением от 13.03.2008 N 169, не имеется.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что освидетельствование мест рубок и заготовки второстепенных лесных материалов, проведенное Государственным учреждением Свердловской области "Алапаевское лесничество" 13.09.2008, проходило в отсутствие законного представителя лесопользователя, не извещенного о времени и месте освидетельствования надлежащим образом.
В протоколе освидетельствования мест рубок и заготовки второстепенных лесных материалов в квартале N 301 (делянка N 1) 8 Зенковского лесничества Алапаевского лесхоза от 13.09.2008 N 17 указано, что освидетельствование проведено в присутствии представителя закрытого акционерного общества "Фанком" Р.Г. Имамова. Однако данный протокол не содержит подпись указанного лица.
В исковом заявлении Государственное учреждение Свердловской области "Алапаевское лесничество" указывает на то, что освидетельствование мест рубок проведено в отсутствии представителя лесопользователя.
В соответствии с п. 64 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации при окончании лесозаготовительных работ ранее срока, указанного в лесорубочном билете, и (или) при окончании срока действия лесорубочного билета в бесснежный период лесхоз обязан в 20-дневный срок произвести освидетельствование мест рубок. При окончании срока действия лесорубочного билета или окончании работ по нему в зимний период освидетельствование мест рубок производится с наступлением бесснежного периода.
При отпуске древесины с учетом по количеству заготовленной древесины до начала вывозки производится освидетельствование количества заготовленной древесины в местах ее складирования, указанных в лесорубочном билете или ордере.
О дне проведения освидетельствования количества заготовленной древесины, мест рубок и находящихся в подсочке древостоев лесопользователь извещается письменно лесхозом или лесничеством.
Если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования мест рубок и (или) находящихся в подсочке древостоев, освидетельствование может быть проведено лесхозом в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения. Акт освидетельствования высылается лесопользователю, и требования этого акта являются для него обязательными.
Однако, как следует из представленного суду извещения Главного лесничего Государственного учреждения Свердловской области "Алапаевское лесничество", направленного в адрес закрытого акционерного общества "Фанком" 21.08.2008 (согласно приложенной почтовой квитанции), лесопользователь был уведомлен о том, что в период с 08 по 18 сентября 2008 года будет проводиться контрольное освидетельствование по нескольким лесорубочным билетам.
Суд полагает, что данное извещение не может являться доказательством надлежащего извещения лесопользователя о времени и месте проведения освидетельствования, так как из него невозможно точно установить, в какой именно день, по какому лесорубочному билету, а также в каком именно квартале (делянке) должно было быть проведено освидетельствование.
При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания с закрытого акционерного общества "Фанком" неустойки в сумме 3304 руб. 40 коп. не имеется, вследствие чего в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 мая 2009 г. N А60-1131/2009-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника