Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 июня 2009 г. N Ф09-3379/09-С1
Дело N А07-17546/2008-А-ХСЯ
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лимонова И.В., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2008 по делу N А07-17546/2008-А-ХСЯ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Банк УралСиб" (далее - общество "Банк УралСиб") - Елисеев Е.В. (доверенность от 26.12.2008 N 25-4).
Представители управления, участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Банк УралСиб" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об отмене постановления управления от 01.11.2008 N АА-045/08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 26.12.2008 (судья Хафизова С.Я.) заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 01.11.2008 N АА-045/08 отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом управление указывает на ошибочность выводов апелляционного суда о возможности применения положений ст. 2.9 Кодекса и признания совершенного обществом "Банк УралСиб" правонарушения малозначительным.
Как следует из материалов дела, между обществом "Банк УралСиб" и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство труда) заключено дополнительное соглашение от 14.04.2008 N 15-318-8 к соглашению от 20.01.2006 N 15-11-10/775-у о социальных выплатах через субъекты розничной сети филиала общества "Банк УралСиб" в г. Уфа, расположенные на территории Республики Башкортостан, с целью осуществления зачислений социальных выплат на счета по вкладам или на счета банковских карт получателей.
Письмом Министерства труда от 18.04.2008 N 15-12-72 территориальным органам Министерства труда дано указание об обязательном перезаключении ранее заключенного договора на основе дополнительного соглашения от 14.04.2008 N 15-318-8 к соглашению от 20.01.2006 N 15-11-10/775-у о социальных выплатах через субъекты розничной сети филиала общества "Банк УралСиб" в г. Уфа.
В соответствии с приказом Министерства труда от 30.05.2008 N 192-о "Об организации работы Министерства и его территориальных органов по реализации проекта "Социальная карта Башкортостана" руководителям территориальных органов Министерства труда поручено организовать работу по приему анкет-заявок от граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, а также передачу данных для изготовления социальных карт и открытия банковских счетов в соответствии с Регламентом взаимодействия при приеме документов на оформление "Социальной карты Башкортостана".
Указанный Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление "Социальной карты Башкортостана" разработан обществом "Банк УралСиб" и согласован с Министерством труда.
Приложение N 4 к указанному Регламенту (Форма анкеты-заявки на изготовление Социальной карты Башкортостана) содержит обязательную для заполнения графу: "Прошу выдать мне Социальную карту Башкортостана с Банковским приложением и открытием счета в обществе "Банк УралСиб". Согласен с обработкой моих персональных данных, использованием их при выпуске и обслуживании карты. Достоверность сведений подтверждаю".
Приложение N 5 к указанному Регламенту (Заявление о выпуске карты для Банка) содержит логотип общества "Банк УралСиб" и обязательную для заполнения графу: "Настоящим подтверждаю, что ... - с условиями пользования картсчетом и Социальной картой международной платежной системы "MasterCard Worldwide", обслуживаемыми обществом "Банк УралСиб", и тарифами общества "Банк УралСиб" "Обслуживание клиентов - держателей социальных карт международной платежной системы MasterCard Worldwide в российских рублях" ознакомлен(а) - присоединяюсь к Условиям и тарифам, обязуюсь их неукоснительно соблюдать".
Управлением на основании поступивших в период с 04.08.2008 по 18.08.2008 обращений граждан с просьбой о разъяснении причин предоставления преимущества обществу "Банк УралСиб" при оформлении и приеме документов на выпуск "Социальной карты Башкортостана" и правомерности действий сотрудников территориальных органов Министерства труда, проводивших прием документов на оформление "Социальной карты Башкортостана" общества "Банк УралСиб" "в добровольно-принудительном порядке", проведена внеплановая проверка по вопросам соблюдения требований антимонопольного законодательства.
В ходе проведения проверки управлением установлено, что в результате реализации Регламента взаимодействия при приеме документов на оформление "Социальной карты Башкортостана" предоставлены необоснованные преимущества определенной кредитной организации, в частности, обществу "Банк УралСиб", исключена возможность участия иных кредитных организаций, то есть отсутствует возможность других кредитных организаций на равных условиях участвовать в проекте "Социальная карта Башкортостана".
По результатам проверки управлением принято решение от 25.08.2008 N 5/41881-1, которым признано наличие в действиях общества "Банк УралСиб" нарушений положений п. 3 и п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части проведения согласованных действий по приему документов на оформление "Социальной карты Башкортостана" через единственную кредитную организацию - общество "Банк УралСиб", которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
На основании указанного решения от 25.08.2008 N 5/41881-1 управлением обществу "Банк УралСиб" выдано предписание от 25.08.2008 N 43-А-64/16-08, согласно которому обществу "Банк УралСиб" предписано немедленно приостановить действия по приму документов на оформление "Социальной карты Башкортостана" с упоминанием общества "Банк УралСиб", создать условия по обеспечению равноправного доступа кредитных организаций к участию в проекте "Социальная карта Башкортостана" в срок до 15.11.2008.
На основании материалов проверки управлением в отношении общества "Банк УралСиб" вынесено определение от 29.09.2008 N 5/4832 о возбуждении дела об административном правонарушении N АА-045/08.
По результатам проведения проверки управлением в отношении общества "Банк УралСиб" составлен протокол от 22.10.2008 N АА-045/08 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 01.11.2008 N АА-045/08 о привлечении общества "Банк УралСиб" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.32 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 8% от размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, определенной в соответствии со ст. 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 91066320 руб.
Считая постановление управления от 01.11.2008 N АА-045/08 о привлечении к административной ответственности незаконным, общество "Банк УралСиб" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и отменяя оспариваемое постановление управления от 01.11.2008 N АА-045/08, Арбитражный суд Республики Башкортостан исходил из доказанности наличии в действиях общества "Банк УралСиб" состава вменяемого ему административного правонарушения, но нарушения управлением порядка исчисления размера штрафа, наложенного на правонарушителя.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, поддержав выводы суда первой инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для признания совершенного обществом "Банк УралСиб" правонарушения малозначительным и объявления обществу "Банк УралСиб" устного замечания.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 3 и п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) или к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Статьей 14.32 Кодекса предусмотрено, что заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2008 N 361-Р, п. 9 Плана мероприятий по широкомасштабному внедрению проекта "Социальная карта Башкортостана" в 2008 г. и разделами 6, 11 Концепции создания автоматизированной информационной системы "Социальная карта Башкортостана" предусмотрено привлечение кредитных организаций, работающих на территории Республики Башкортостан, к участию в проекте "Социальная карта Башкортостана" в части выпуска и обслуживания социальных карт.
Судами также указано, что, несмотря на то, что на момент рассмотрения управлением материалов административного дела Концепция присоединения кредитных организаций к проекту "Социальная карта Башкортостана" не утверждена, общество "Банк УралСиб" и Министерство труда подписали Регламент взаимодействия при приеме документов на оформление "Социальной карты Башкортостана", на основании которого организовали прием заявлений на оформление "Социальной карты Башкортостана".
Судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу также принято во внимание, что по состоянию на 13.05.2008 число лиц, подавших заявление и изъявивших желание получать денежные выплаты через общество "Банк УралСиб", равнялось 437, а по состоянию на 14.08.2008 - 6632.
Правильно применив указанные выше положения, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества "Банк УралСиб" нарушений положений п. 3 и п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции в части проведения согласованных действий по приему документов на оформление "Социальной карты Башкортостана" через единственную кредитную организацию - общество "Банк УралСиб", которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
При таких обстоятельствах вывод судов о доказанности наличия в действиях общества "Банк УралСиб" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.32 Кодекса, является правомерным.
Вместе с тем правильным является вывод судов о нарушении управлением предусмотренного действующим законодательством порядка исчисления размера наложенного на общество "Банк УралСиб" штрафа.
Наложение на юридических лиц штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.32 Кодекса, осуществляется в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Из содержания ст. 4 Закона о защите конкуренции следует, что товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, финансовой услугой - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Из содержания письма Национального банка Республики Башкортостан от 03.12.2008 N 11-14/15487 следует, что применительно к деятельности общества "Банк УралСиб" и любой иной кредитной организации в рамках реализации проекта "Социальная карта Башкортостана" финансовой услугой, а точнее комплексом финансовых услуг, оказываемых держателям социальных карт, будет являться выпуск (в том числе открытие банковских счетов физических лиц - получателей социальных выплат, эмиссия банковских карт платежной системы "MasterCard" - "Социальная карта Башкортостана") и обслуживание "Социальных карт Башкортостана" (в том числе, ведение банковских счетов физических лиц - получателей социальных выплат, осуществление расчетов по поручению физических лиц - получателей социальных выплат по их банковским счетам).
Судами с учетом указанных положений обоснованно отмечено, что для правильного исчисления суммы штрафа, подлежащего взысканию с общества "Банк УралСиб", необходимо определить выручку общества "Банк УралСиб" от реализации финансовых услуг именно в рамках участия в проекте "Социальная карта Башкортостана".
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в оспариваемом постановлении от 01.11.2008 N АА-045/08 о привлечении общества "Банк УралСиб" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.32 Кодекса, управление сумму выручки общества "Банк УралСиб", полученную именно от реализации финансовых услуг в рамках участия в проекте "Социальная карта Башкортостана", не определило. При этом штраф в размере 8% (91066320 руб.) рассчитан управлением от совокупной суммы выручки общества "Банк УралСиб" (включая выручку всех подразделений на территории Республики Башкортостан) за 2007 г., составившей 1138329 тыс. руб.
При этом судами при рассмотрении спора по существу принято во внимание, что План мероприятий по полномасштабному внедрению проекта "Социальная карта Башкортостана" в 2008 г. утвержден распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07.04.2008 N 361-р.
Доказательств, подтверждающих открытие обществом "Банк УралСиб" по принятым в рамках реализации Регламента взаимодействия при приеме документов на выдачу "Социальной карты Башкортостана" анкетам-заявкам счетов для получателей социальных выплат или осуществление обслуживания "Социальной карты Башкортостана", в материалах дела не имеется.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела факта получения обществом "Банк УралСиб" в 2007 году выручки от реализации финансовых услуг в рамках проекта "Социальная карта Башкортостана".
Кроме того, судами с учетом положений ст. 4.1 Кодекса, правильно отмечено, что управлением в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии обстоятельств для наложения на общество "Банк УралСиб" административного штрафа не в минимальном размере, предусмотренном ст. 14.32 Кодекса (1%), а в размере 8% от суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении управлением предусмотренного действующим законодательством порядка исчисления размера наложенного на общество "Банк УралСиб" административного штрафа является правомерным.
Кроме того, апелляционный суд с учетом правильного применения положений ст. 2.9 Кодекса, п. 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, а также в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий пришел к правомерному выводу о наличии оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса, признания совершенного обществом "Банк УралСиб" правонарушения малозначительным и объявления ему устного замечания.
При этом апелляционный суд отметил, что доказательства, подтверждающие возникновение в результате совершения обществом "Банк УралСиб" административного правонарушения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, в материалах дела отсутствуют. Предписание управления от 25.08.2008 N 43-А-64/16-08 о прекращении нарушения требований антимонопольного законодательства обществом "Банк УралСиб" исполнено.
Кроме того, объявление обществу устного замечания также является административным порицанием, применяемым в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом "Банк УралСиб" требований и отмены оспариваемого постановления управления от 01.11.2008 N АА-045/08 о привлечении общества "Банк УралСиб" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.32 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 8% от размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, определенной в соответствии со ст. 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 91066320 руб. является законным и обоснованным.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на имеющееся в материалах дела письмо общества "Банк УралСиб" от 17.10.2008 N 15/4-777 подлежит отклонению, поскольку из содержания указанного письма от 17.10.2008 N 15/4-777 не следует, что выручка в размере 167,6 тыс. руб. получена обществом "Банк УралСиб" от реализации финансовых услуг именно в рамках проекта "Социальная карта Башкортостана".
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2008 по делу N А07-17546/2008-А-ХСЯ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела факта получения обществом "Банк УралСиб" в 2007 году выручки от реализации финансовых услуг в рамках проекта "Социальная карта Башкортостана".
Кроме того, судами с учетом положений ст. 4.1 Кодекса, правильно отмечено, что управлением в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии обстоятельств для наложения на общество "Банк УралСиб" административного штрафа не в минимальном размере, предусмотренном ст. 14.32 Кодекса (1%), а в размере 8% от суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении управлением предусмотренного действующим законодательством порядка исчисления размера наложенного на общество "Банк УралСиб" административного штрафа является правомерным.
Кроме того, апелляционный суд с учетом правильного применения положений ст. 2.9 Кодекса, п. 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, а также в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий пришел к правомерному выводу о наличии оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса, признания совершенного обществом "Банк УралСиб" правонарушения малозначительным и объявления ему устного замечания.
При этом апелляционный суд отметил, что доказательства, подтверждающие возникновение в результате совершения обществом "Банк УралСиб" административного правонарушения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, в материалах дела отсутствуют. Предписание управления от 25.08.2008 N 43-А-64/16-08 о прекращении нарушения требований антимонопольного законодательства обществом "Банк УралСиб" исполнено.
Кроме того, объявление обществу устного замечания также является административным порицанием, применяемым в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом "Банк УралСиб" требований и отмены оспариваемого постановления управления от 01.11.2008 N АА-045/08 о привлечении общества "Банк УралСиб" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.32 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 8% от размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, определенной в соответствии со ст. 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 91066320 руб. является законным и обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2009 г. N Ф09-3379/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника