Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 июня 2009 г. N Ф09-3572/09-С1
Дело N А76-28525/2008-61-663/59
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Катав-водоканал" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-28525/2008-61-663/59.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к главному государственному инспектору Катав-Ивановского муниципального района по пожарному надзору Терякову А.И. (далее - главный инспектор Теряков А.И.) и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - управление) о признании незаконным постановления от 08.10.2008 N 220 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Решением суда от 12.02.2009 (судья Тиунова Т.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт изменить, заменить взыскание штрафа в сумме 10000 руб. на предупреждение, ссылаясь на то, что суд при вынесении решения не учел все фактические обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, отделом государственного пожарного надзора Катав-Ивановского муниципального района управления в период с 22.09.2008 по 22.10.2008 на основании распоряжения главного инспектора Терякова А.И. от 22.09.2008 N 132 проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на принадлежащих обществу территории, зданиях и сооружениях, расположенных по адресу: Челябинская обл., г. Катав-Ивановск, ул. Карла Маркса, 30.
В ходе проведения проверки отделом государственного пожарного надзора Катав-Ивановского муниципального района управления в действиях общества выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности), Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315, Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*), принятых и введенных в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7.
По результатам проверки отделом государственного пожарного надзора Катав-Ивановского муниципального района управления в отношении общества составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 06.10.2008 N 132, вынесено предписание от 06.10.2008 N 132 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Отделом государственного пожарного надзора Катав-Ивановского муниципального района управления в отношении общества составлен протокол от 06.10.2008 N 220 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 08.10.2008 N 220 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Общество 17.10.2008 обратилось к главному инспектору Терякову А.И. с ходатайством об уменьшении размера административного штрафа.
Решением главного инспектора Терякова А.И. от 29.10.2008 постановление от 08.10.2008 N 220 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. оставлено без изменения, ходатайство общества - без удовлетворения.
Считая постановление от 08.10.2008 N 220 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением к главному инспектору Терякову А.И. и управлению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ч. 1 ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения проверки отделом государственного пожарного надзора Катав-Ивановского муниципального района управления в действиях общества выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, НПБ 104-03, НПБ 110-03, СНиП 21-01-97*.
Правильно применив положения указанных выше положения права, НПБ 104-03, НПБ 110-03, СНиП 21-01-97*, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, правомерно отметил, что у общества отсутствовали препятствия и имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность, однако обществом не были предприняты все необходимые и достаточные меры, необходимые для строгого соблюдения требований пожарной безопасности.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества реальной возможности для соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, само общество не опровергает тот факт, что им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, признания незаконным и отмены постановление от 08.10.2008 N 220 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. является законным и обоснованным.
Довод общества, изложенный в кассационной жалобе, о том, что суд не изменил оспариваемое постановление от 08.10.2008 N 220 в части объявления обществу предупреждения вместо взыскания штрафа в сумме 10000 руб., поскольку учел не все фактические обстоятельства дела, подлежит отклонению.
Суд, оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, правомерно не установил обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для изменения наложенного на общество наказания, в частности, для объявления обществу предупреждения вместо взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-28525/2008-61-663/59 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Катав-водоканал" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, правомерно отметил, что у общества отсутствовали препятствия и имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность, однако обществом не были предприняты все необходимые и достаточные меры, необходимые для строгого соблюдения требований пожарной безопасности.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества реальной возможности для соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, само общество не опровергает тот факт, что им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, признания незаконным и отмены постановление от 08.10.2008 N 220 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. является законным и обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2009 г. N Ф09-3572/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника