Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 июня 2009 г. N Ф09-3403/09-С2
Дело N А47-7286/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Татариновой И.А., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2008 по делу N А47-7286/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Оренбургнефтегеофизика" (далее - общество, налогоплательщик) - Абалмасова Т.А. (доверенность от 02.03.2009 N 221).
Представители инспекции в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным принято по итогам выездной налоговой проверки решения налогового органа от 06.06.2008 N 20-20/26481, измененного решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - управление) от 06.08.2008 N 24-17/15536, в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004 - 2006 гг. в сумме 2 037 929 руб., соответствующих пени и штрафа.
Из обстоятельств дела следует, что оспариваемым решением обществу были доначислены налог на прибыль организаций и НДС за 2004 - 2006 гг. Инспекция посчитала неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат (с отнесением соответствующей суммы НДС к вычету) на оплату услуг по управлению организацией, оказанных - закрытым акционерным обществом "Региональный центр сервисных услуг - ОНАКО", поскольку, по мнению налогового органа, они не являются экономически обоснованными и не отвечают принципу разумности, так как дублируют функции работников отделов, имеющихся в структуре общества.
Данные выводы налоговый орган мотивировал тем, что представленные налогоплательщиком документы не подтверждают реальность выполнения оплаченных услуг, так как в актах сдачи-приемки услуг, соглашениях о выплате вознаграждения не указанны конкретные услуги, оказанные налогоплательщику, и их объем.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества на решение инспекции управление, согласившись с позицией налогоплательщика, пришло к выводу о неправомерном исключении инспекцией из состава расходов при исчислении налога на прибыль затрат по оплате спорных услуг со ссылкой на их нецелесообразность и экономическую неоправданность. В указанной части решение инспекции отменено.
В отношении доначисления НДС в сумме 2 037 929 руб., соответствующих пени и штрафа, решение налогового органа управлением утверждено. При этом управление указало, что налогоплательщиком не подтверждена правомерность применения налогового вычета, по причине не представления надлежащим образом оформленных счетов-фактур, так как представленные обществом счета-фактуры не содержат наименование оказанных услуг.
Не согласившись с указанными выводами, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2008 (судья Федорова С.Г.) заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Чередникова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что обществом представлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры и подтверждено право на вычет при соблюдении ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом суды указали на отсутствие у налогового органа полномочий по оценке хозяйственных операций налогоплательщика с точки зрения их целесообразности, экономической обоснованности и разумности.
Инспекция, не согласившись с указанными судебными актами, обратилась с жалобой в Федеральный арбитражный суд Уральского округа. При этом, несмотря на правовую позицию управления, изложенную в решении от 06.08.2008 N 24-17/15536, налоговый орган настаивает на том, что налоговые вычеты при исчислении НДС не могут быть применены налогоплательщиком, по причине их нецелесообразности.
Проверив законность судебных актов по доводам жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.
Порядок и условия предоставления налогового вычета при исчислении НДС установлены ст. 171, 172 Кодекса. Вычеты применяются на основании выставленных продавцами счетов-фактур, составленных в соответствии с требованиями ст. 169 Кодекса.
При этом для применения налогового вычета имеет значение приобретение товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для целей осуществления операций признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса. Отнесение сумм НДС к вычету с точки зрения экономической целесообразности, рациональности расходов, эффективности и полученного результата законодательством не предусмотрено.
Представление же обществом в обоснование вычетов надлежащим образом оформленных счетов-фактур, документов подтверждающих факт оказания услуг, и их оплату, установлено судами, подтверждается материалами дела и в кассационной жалобе не оспаривается. При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о правомерности отнесения обществом к вычету НДС, уплаченного контрагенту.
Доводы налогового органа основаны на неправильном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что не допустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2008 по делу N А47-7286/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не признаются объектом налогообложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
По мнению налогового органа, оплата туристических путевок работников подлежит включению в налоговую базу по ЕСН.
По мнению суда, оплата стоимости путевок не облагается ЕСН, если произведена за счет средств налогоплательщика, оставшихся после уплаты налога на прибыль.
Суд установил, что оплата туристических путевок работникам произведена за счет прибыли, оставшейся после налогообложения.
Суд сделал вывод о том, что стоимость путевок правомерно не включена в налоговую базу по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
На основании указанного суд поддержал позицию налогоплательщика, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2009 г. N Ф09-3403/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника