Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 июня 2009 г. N Ф09-3433/09-С3
Дело N А60-31729/2008-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Глазыриной Т.Ю., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2008 по делу N А60-31729/2008-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Ковалева Марина Николаевна (далее -предприниматель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 30.09.2008 N 1130/504.
Решением суда от 24.12.2008 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным п. 2 решения инспекции от 30.09.2008 N 1130/504. В удовлетворении требования о признании недействительным п. 1 решения инспекции от 30.09.2008 N 1130/504 отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 (резолютивная часть от 24.02.2009; судьи Богданова Р.А., Грибиниченко О.Г., Григорьева Н.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению инспекции, гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), распространяются на длящиеся правоотношения, возникшие в период действия указанной нормы; каждый игровой автомат является самостоятельным объектом обложения налогом на игорный бизнес, с момента регистрации или установки налогоплательщиком каждого игрового автомата возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее; налогообложение игровых автоматов, зарегистрированных предпринимателем после того, как ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ утратила силу, должно производиться по ставкам, установленным на момент регистрации игровых автоматов; установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не изменяет порядок налогообложения лица, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы; в случае, если налогоплательщиком устанавливаются новые игровые автоматы, уплата налога на игорный бизнес в отношении новых объектов налогообложения производится им по ставкам, действующим на момент их установки; уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Предпринимателем отзыв на кассационную жалобу инспекции не представлен.
Как следует из материалов дела и установлено судами, налогоплательщик зарегистрирован в качестве предпринимателя 12.08.2002 и осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на основании лицензии N 004624 со сроком действия с 07.06.2004 по 07.06.2009.
Предпринимателем в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за август 2005 года, согласно которой налогоплательщиком исчислен и уплачен налог на игорный бизнес, исходя из ставки 3750 руб. за один игровой автомат.
Налогоплательщик, полагая, что уплата налога должна была производиться им по ставке 800 руб. за один игровой автомат, установленной на момент его государственной регистрации в качестве предпринимателя, представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию за август 2005 года.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по налогу на игорный бизнес за август 2005 года инспекцией составлен акт от 14.08.2008 N 1080/2133 и принято решение от 30.09.2008 N 1130/504 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым предпринимателю доначислен налог на игорный бизнес за август 2005 года в сумме 29 500 руб., в привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, отказано на основании п. 1 ст. 109 Кодекса в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
Основанием для доначисления налога на игорный бизнес послужили выводы инспекции о необоснованном применении предпринимателем ставки в размере 800 руб., действующей на момент его государственной регистрации, при исчислении налога на игорный бизнес за август 2005 года. По мнению инспекции, при исчислении налога на игорный бизнес за август 2005 года налогоплательщик должен был применить ставку налога в размере 3750 руб., действовавшую в спорном периоде и установленную Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ (в редакции Закона от 25.11.2004 N 187-03).
Предприниматель, полагая, что решение инспекции от 30.09.2008 N 1130/504 нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования и признали недействительным оспариваемое решение в части доначисления налога на игорный бизнес, ссылаясь на то, что предприниматель вправе в течение первых четырех лет своей деятельности воспользоваться гарантией, предусмотренной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, в связи с чем при исчислении налога на игорный бизнес за август 2005 года подлежала применению ставка в размере 800 руб., установленная на момент государственной регистрации налогоплательщика. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным п. 1 решения инспекции, суды исходили из того, что отказ в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, по причине отсутствия события правонарушения, прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика не нарушает.
В силу ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
Подача налогоплательщиком уточненной декларации, хотя и содержащей, по мнению инспекции, неправильно исчисленную сумму налога, не влечет возникновения недоимки.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что налог согласно первоначальной декларации уплачен предпринимателем в полном объеме и представление уточненной декларации не привело к возникновению недоимки.
Следовательно, оснований для доначисления налога у инспекции не имелось.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-O, от 09.07.2004 N 242-O и постановление названного суда от 19.06.2003 N 11-П).
Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области" установлена ставка налога на игорный бизнес в размере 800 руб. за один игровой автомат.
Законом Свердловской области от 25.11.2004 N 187-ОЗ "О внесении изменений в подп. 1-4 ст. 2 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес была увеличена до 3750 руб. за каждый игровой автомат.
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, налогоплательщик вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Судами установлено, что предприниматель зарегистрирован 12.08.2002.
На момент государственной регистрации предпринимателя действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 800 руб. за один игровой автомат.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что предприниматель при исчислении налога за проверяемый период правомерно применил ставку налога на игорный бизнес в размере 800 руб. за каждый игровой автомат, действовавшую на момент его регистрации, и у инспекции не имелось оснований для вынесения оспариваемого решения в части доначисления налога.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2008 по делу N А60-31729/2008-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области" установлена ставка налога на игорный бизнес в размере 800 руб. за один игровой автомат.
Законом Свердловской области от 25.11.2004 N 187-ОЗ "О внесении изменений в подп. 1-4 ст. 2 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес была увеличена до 3750 руб. за каждый игровой автомат.
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, налогоплательщик вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2009 г. N Ф09-3433/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника