Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 июня 2009 г. N Ф09-3981/09-С1
Дело N А60-33693/2008-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2008 по делу N А60-33693/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители управления - Крашенинников С.С. (доверенность от 11.09.2008 б/н), Бавченкова К.С. (доверенность от 18.05.2009 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Аэропорт "Кольцово" (далее - общество "Аэропорт "Кольцово") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 22.09.2008 N 10-А о признании нарушившим его ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При участии в качестве третьего лица открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" (далее - общество "ВСК").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2008 (судья Морозова Г.В.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 (судьи Осипова С.П., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, общество "Аэропорт "Кольцово" 07.08.2008 объявило открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (Лот N 1).
Конкурсная документация размещена на официальном сайте общества "Аэропорт "Кольцово" - http://koltsovo.ru (извещение от 07.08.2008 N 8/С-2008).
В связи с чем, обществом "ВСК" подана заявка на участие в открытом конкурсе и 27.08.2008 был сделан запрос на разъяснение конкурсной документации.
В письме от 01.09.2008 за N 29-03/1290 общество "Аэропорт "Кольцово" отвечая на содержащийся в указанном запросе общества "ВВК" вопрос об указании из ПТС к какой категории ("В", "С", трактор и т.д.) относится МЗСА 817711 прицеп, предложило обратиться за разъяснением на сайты в сети "Интернет".
Поскольку, по мнению общества "ВСК", в своем письме общество "Аэропорт "Кольцово" по существу не ответило на поставленный им вопрос, кроме того, считая необходимым проведение проверки предложенной цены контракта, а также считая недопустимым применение таких критериев как "Время прибытия эвакуатора на место ДТП" и "Количество эвакуаторов, которое может быть предоставлено одновременно" вследствие того, что критерий полностью не раскрыт (не указано кому должен предоставляться эвакуатор, районированность прибытия и т.д.), общество "ВСК" обратилось с жалобой в управление о нарушениях при размещении заказа на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств общества "Аэропорт "Кольцово" положений Закона о размещении заказов.
Управлением в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что:
- в нарушение ч. 1, 2 ст. 24 Закона о размещении заказов обществом "Аэропорт "Кольцово" был дан неполный ответ на заданный обществом "ВСК" вопрос и данный ответ не был размещен на официальном сайте в сети "Интернет";
- в нарушение п. 7 ч. 4 ст. 21, п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов обществом "Аэропорт "Кольцово" не была рассчитана начальная максимальная цена контракта (страховая премия);
- в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона о размещении заказов обществом "Аэропорт "Кольцово" в извещении о проведении открытого конкурса была указана неполная информация о предмете контракта, что не позволило участникам размещения заказа сделать правильный расчет страховой премии;
- в нарушение ч. 8 ст. 26 Закона о размещении заказа общество "Аэропорт "Кольцово" протокол N 7/С-2008/1 вскрытия конвертов с конкурсными заявками на участие в открытом конкурсе разместило на официальном сайте 22.09.2008,
- тогда как процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств была проведена 16.09.2008.
На основании установленного управление пришло к выводу о нарушении обществом "Аэропорт "Кольцово" положения ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, выразившегося в несоблюдении при размещении заказа по отбору организаций для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств требований п. 4, 7 ч. 4 ст. 21, п. 4.1 ч. 4 ст. 22, ч. 1, 2 ст. 24, ч. 8 ст. 26 Закона о размещении заказа.
Данный вывод управление отразило в решении от 22.09.2008 по делу N 10-А, на основании которого вынесло обществу "Аэропорт "Кольцово" предписание от 22.09.2008 N 10-А об устранении нарушений Закона о защите конкуренции путем отмены протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 7/С-1008/1 по лоту N 1 и отзыва извещения о проведении открытого конкурса по отбору страховых организаций на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств N 8/С-2008 по лоту N 1 теми же средствами, которыми они были размещены, в срок до 29.09.2008.
Не согласившись с указанным решением управления, общество "Аэропорт "Кольцово" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что управлением не доказано совершение обществом "Аэропорт "Кольцово" ограничивающих конкуренцию действий.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания, в том числе услуг по страхованию имущества.
В соответствии со ст. 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Размещение заказа в силу положений ст. 10 Закона о размещении заказов осуществляться путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе (далее также - вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе), отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения контракта (ч. 6 ст. 7 Закона о размещении заказов).
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В извещении о проведении открытого конкурса, в числе прочего, должны быть указаны предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг (п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона о размещении заказов).
Судами на основании материалов дела установлено, что предметом контракта согласно извещению о проведении конкурса, размещенном на официальном сайте общества "Аэропорт "Кольцово" (http://koltsovo.ru), является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств. В опубликованной на официальном сайте конкурсной документации предоставлена доступная информация в отношении лота N 1, а именно: марка транспортного средства, тип кузова, мощность двигателя, территория преимущественного пользования, год выпуска, количество ДТП, дата покупки, тип транспортного средства, категория транспортного средства.
Таким образом, суды сделали правильный вывод об отсутствии в действиях общества "Аэропорт "Кольцово" нарушений п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 7 ч .4 ст. 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должна быть указана начальная (максимальная) цена контракта (цена лота).
В силу ч. 1, 2 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Конкурсная документация должна содержать, в том числе, начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа. В случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг, заказчик, уполномоченный орган вправе указать в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе цену работ по замене указанных запасных частей (п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов).
Судами на основании материалов дела установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса в разделе 3 обществом "Аэропорт "Кольцово" определено, что начальная (максимальная) цена контракта устанавливается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно п. 6 ст. 9 указанного Закона установленные в соответствии с данным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" установлены базовые страховые тарифы и соответствующие коэффициенты. Применение данных показателей является обязательным при определении страховой премии по договору страхования.
Как правильно указали суды, исходя из приведенных оснований, применительно к рассматриваемому спору, цена спорного контракта не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Правительством Российской Федерации, поэтому исключительно по данному критерию (цене) победитель конкурса по размещению заказа на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств определяться не может.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество "Аэропорт "Кольцово" как организация, не являющаяся участником рынка страхования, обращалось в Инспекцию страхового надзора по УрФО с просьбой проверить правильность расчетов страховых тарифов. Однако в указанной просьбе заявителю было отказано, так как инспекцией не производится проверка расчетов страховой премии для целей проведения конкурсов по отбору страховых компаний для оказания услуг страхования. В связи с этим до участия в конкурсе были допущены все участники, которым было присвоено 80 баллов за критерий цена, при этом победитель конкурса должен был быть определен путем подсчета баллов по иным критериям, установленным в конкурсной документации.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод об отсутствии в действиях общества "Аэропорт "Кольцово" нарушений п. 7 ч. 4 ст. 21 и п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течении двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Как следует из материалов дела, по мнению управления и общества "ВСК", общество "Аэропорт "Кольцово" в своем письме от 01.09.2008 по существу не ответило на вопрос общества "ВСК" об указании из ПТС к какой категории ("В", "С", трактор) относится МЗСА 817711 прицеп, предложив обратиться за разъяснением на сайт в сети "Интернет".
Оценив данные обстоятельства суды обоснованно указали, что поскольку запрашиваемых обществом "ВСК" сведений в ПТС не содержится, предложение общества "Аэропорт "Кольцово" воспользоваться общедоступной информацией на сайте в сети "Интернет" не противоречит указанным выше требованиям законодательства.
Таким образом суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях общества "Аэропорт "Кольцово" нарушений ч. 1, 2 ст. 24 Закона о размещении заказов.
В силу ст. 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. При этом сопоставляются заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть, в том числе и качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Судами на основании материалов дела установлено, что к критериям оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств обществом "Аэропорт "Кольцово" определены, в том числе, количество эвакуаторов, которое может быть предоставлено одновременно; время прибытия эвакуатора.
При этом, как правильно указали суды, наличие таких критериев оценки, в силу положений ст. 28 Закона о размещении заказов, не свидетельствует о навязывании условий участникам конкурса в качестве обязательных, а также не создает преимущественных условий для участия в конкурсе участникам размещения заказа.
Согласно ч. 1 ст. 26 Закона о размещении заказов публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются в один день.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Указанный протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания такого протокола, на официальном сайте. При размещении заказа на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня подписания такого протокола (ч. 8 ст. 26 Закона о размещении заказов).
Судами на основании материалов дела установлено, что датой вскрытия конвертов, отраженных в протоколе N 8/С-1, является 16.09.2008, тогда как данный протокол был размещен обществом "Аэропорт "Кольцово" на официальном сайте лишь 22.09.2008, что свидетельствует о нарушении названным обществом положений ч. 8 ст. 26 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, суды, оценив данные обстоятельства и установив, что, поскольку итоги проведения конкурса были публично оглашены в день проведения конкурса участникам размещения заказа, незначительное нарушение срока размещения протокола не является действием, ограничивающим конкуренцию.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным обжалуемое решение управления от 22.09.2008 N 10-А.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка. При этом нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2008 по делу N А60-33693/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Указанный протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания такого протокола, на официальном сайте. При размещении заказа на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня подписания такого протокола (ч. 8 ст. 26 Закона о размещении заказов).
Судами на основании материалов дела установлено, что датой вскрытия конвертов, отраженных в протоколе N 8/С-1, является 16.09.2008, тогда как данный протокол был размещен обществом "Аэропорт "Кольцово" на официальном сайте лишь 22.09.2008, что свидетельствует о нарушении названным обществом положений ч. 8 ст. 26 Закона о размещении заказов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2009 г. N Ф09-3981/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника