Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 июня 2009 г. N Ф09-3779/09-С3
Дело N А07-97/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Токмаковой А.Н., судей Гусева О.Г., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2009 по делу NА07-97/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" (далее - общество, налогоплательщик обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 24.03.2008 N 18763 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 10.03.2009 (судья Безденежных Л.В.) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению инспекции, общество правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Инспекция указывает, что обществом пропущен трехмесячный срок подачи в арбитражный суд заявления о признании ненормативного правового акта недействительным. Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен. В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Вступившим в силу с 01.01.2007 Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления этой деятельности.
Согласно п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01.01.2007 решение о запрете, начиная с 01.07.2007, на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Во исполнение указанной нормы на территории Республики Башкортостан принят Закон Республики Башкортостан от 28.06.2007 N 437-3 "О запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов" (далее - Закон Республики Башкортостан от 28.06.2007 N 437-3), которым с 01.01.2008 на территории Республики запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.
Согласно п. 3 ст. 366 Кодекса налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В силу п. 4 ст. 366 Кодекса объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
На основании акта от 29.01.2008 N 2 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, предусмотренных Кодексом, инспекцией вынесено решение от 24.03.2008 N 18763 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 1125000 руб. на основании п. 1 ст. 129.2 Кодекса за нарушение порядка регистрации 50-ти игровых автоматов. По мнению инспекции, налогоплательщик обязан был в срок до 29.12.2007 подать в налоговый орган заявление о снятии с учета указанных автоматов.
Поскольку решением от 12.09.2008 N 477/03 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан жалоба общества на решение инспекции от 24.03.2008 N 18 763 оставлена без удовлетворения, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из неправомерности действий инспекции, поскольку налоговая ответственность по ст. 129.2 Кодекса установлена за нарушение положений ст. 366 Кодекса.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела, действующему законодательству и соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.10.2008 N 8361/08, согласно которой обязанность налогоплательщика подавать заявление за два дня до выбытия объекта игорного бизнеса связана с выбытием объекта по его инициативе.
Внесение изменений и дополнений в гл. 29 и ст. 129.2 Кодекса в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ не предусматривалось.
Ответственность за совершение налогового правонарушения (в том числе, за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса) Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ не установлена.
Принятый во исполнение Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ Закон Республики Башкортостан от 28.06.2007 N 437-3 также не содержит норм, регулирующих вопросы игорного бизнеса, в том числе, предусматривающих ответственность налогоплательщиков за неисполнение ими обязанности по регистрации изменений количества объектов игорного бизнеса.
Выбытие объектов налогообложения - 50 игровых автоматов у общества произошло в связи с принятием Закона Республики Башкортостан от 28.06.2007 N 437-3, поэтому применение к нему ответственности за нарушение п. 3 ст. 366 Кодекса не основано на положениях упомянутых норм. Налоговая ответственность по ст. 129.2 Кодекса предусмотрена за нарушение положений ст. 366 Кодекса; расширительное толкование норм об ответственности недопустимо.
Довод кассационной жалобы, касающийся пропуска обществом срока подачи в арбитражный суд заявления о признании ненормативного правового акта недействительным подлежит отклонению, поскольку направлен на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых судом доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право оценки обстоятельств, заявленных организацией в качестве послуживших препятствием для своевременного оформления соответствующего заявления в арбитражный суд в установленный законом срок, и признания уважительной указанной заявителем причины пропуска установленного срока, принадлежит суду, рассматривающему арбитражное дело по существу и обладающему полномочиями по установлению фактических обстоятельств, исследованию и оценке доказательств, представленных лицами, участвующими в деле. В силу положений ст. 286 Кодекса вопросы, касающиеся исследования и оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, в компетенцию суда кассационной инстанции не входят.
Выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Иные доводы, изложенные инспекцией в кассационной жалобе, не опровергают выводов, сделанных судом.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2009 по делу N А07-97/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выбытие объектов налогообложения - 50 игровых автоматов у общества произошло в связи с принятием Закона Республики Башкортостан от 28.06.2007 N 437-3, поэтому применение к нему ответственности за нарушение п. 3 ст. 366 Кодекса не основано на положениях упомянутых норм. Налоговая ответственность по ст. 129.2 Кодекса предусмотрена за нарушение положений ст. 366 Кодекса; расширительное толкование норм об ответственности недопустимо.
...
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право оценки обстоятельств, заявленных организацией в качестве послуживших препятствием для своевременного оформления соответствующего заявления в арбитражный суд в установленный законом срок, и признания уважительной указанной заявителем причины пропуска установленного срока, принадлежит суду, рассматривающему арбитражное дело по существу и обладающему полномочиями по установлению фактических обстоятельств, исследованию и оценке доказательств, представленных лицами, участвующими в деле. В силу положений ст. 286 Кодекса вопросы, касающиеся исследования и оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, в компетенцию суда кассационной инстанции не входят."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2009 г. N Ф09-3779/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника