Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 июня 2009 г. N Ф09-3747/09-С6
Дело N А50-17824/2008-Г27
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 ноября 2007 г. N 15817/07
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2007 г. N Ф09-2390/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 апреля 2007 г. N Ф09-2390/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю (далее -Управление Роснедвижимости по Пермскому краю) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.02.2009 по делу N А76-2670/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (далее - общество "Лукойл-Пермь") - Куклин А.Г. (доверенность от 01.01.2009 N 27), Воробьев В.Н. (доверенность от 15.01.2009 N 75);
федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю") - Насырова У.Ф. (доверенность от 11.01.2009 N 1).
Общество "Лукойл-Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Пермскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:40:000 00 00:0030 площадью 4095000 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушенский р-н, примерно в 9-11 км от с. Калиновка, по направлению на юг и восток; о признании незаконными действий учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" по проведению государственного кадастрового учета указанного земельного участка, о возложении на учреждение "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" обязанности аннулировать запись об указанном земельном участке.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Калиновское" (далее - общество "Калиновское"), администрация Чернушинского района Пермского края.
Решением арбитражного суда Пермского края от 10.02.09 (судья Голубцова Ю.А.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 (судьи Зеленина Т.Л., Глотова Г.И., Карпова Т.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Управление Роснедвижимости по Пермскому краю просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 12, 17, 19, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". По мнению заявителя, обществом "Лукойл-Пермь" пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет общество "Лукойл-Пермь" знало еще в 2006 году, что является основанием для отказа в удовлетворении требований. Заявитель считает, что внесение сведений в Государственный земельный кадастр осуществлено в установленном законом порядке, представленные для кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствовали всем необходимым требованиям, оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета спорного земельного участка не имелось. Управление Роснедвижимости по Пермскому краю указывает на то, что землеустроительное дело и входящие в его состав акты согласования границ не являются основанием постановки земельного участка на кадастровый учет. По мнению заявителя, общество "Лукойл-Пермь" не является смежным землепользователем, поскольку на момент совершения оспариваемых действий используемый им земельный участок не был сформирован в установленном законом порядке и не прошел государственный кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" просит судебные акты отменить, считает доводы Управления Роснедвижимости по Пермскому краю обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Чернушинского района Пермской области от 03.09.2002 N 1374 утвержден проект границ земельного участка площадью 409,5 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Чернушинский р-н, с. Калиновка.
Председателем Чернушинского межрайонного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству 12.09.2003 утверждено землеустроительное дело N 1/1-39 по межеванию земельного участка находящегося, по адресу: Чернушинский р-н, с. Калиновка.
Общество "Калиновское" 11.09.2003 обратилось в учреждение "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка.
Земельный участок площадью 4095000 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, Чернушенский р-н, примерно в 9-11 км от с. Калиновка, по направлению на юг и восток, 19.09.2003 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 59:40:000 00 00:0030.
Общество "Лукойл-Пермь", полагая, что постановка указанного земельного участка на государственный кадастровый учет произведена незаконно, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", а также другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.
Согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков и формирование кадастровых дел.
В п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ предусмотрено, что в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случаях, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.07 по делу N А50-3180/2006 признано недействительным решение председателя Чернушинского межрайонного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству об утверждении материалов межевого дела N 1/1-39 от 12.09.03 по межеванию земельного участка общества "Калиновское", как принятое с нарушением требований п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве", п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396. При рассмотрении указанного дела арбитражным судом установлено, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу "Лукойл-Пермь", которое не было извещено о проведении землеустроительных работ.
Поскольку при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером 59:40:000 00 00:0030 учтены интересы общества "Лукойл-Пермь", суды пришли к выводу о том, что межевание спорного земельного участка, утверждение материалов межевания и постановка спорного земельного участка на кадастровый учет осуществлялись с нарушением требований действующего законодательства.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" и действия Управления Роснедвижимости по Пермскому краю являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества "Лукойл-Пермь".
С учетом изложенного доводы заявителя об отсутствии оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета спорного земельного участка, а также о том, что общество "Лукойл-Пермь" не является смежным землепользователем, отклоняются.
Ссылка Управления Роснедвижимости по Пермскому краю на пропуск обществом "Лукойл-Пермь" срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется, поскольку была предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, ей дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.02.2009 по делу N А76-2670/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ предусмотрено, что в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случаях, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.07 по делу N А50-3180/2006 признано недействительным решение председателя Чернушинского межрайонного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству об утверждении материалов межевого дела N 1/1-39 от 12.09.03 по межеванию земельного участка общества "Калиновское", как принятое с нарушением требований п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве", п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396. При рассмотрении указанного дела арбитражным судом установлено, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу "Лукойл-Пермь", которое не было извещено о проведении землеустроительных работ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2009 г. N Ф09-3747/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника