Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 июня 2009 г. N Ф09-3630/09-С1
Дело N А07-20160/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Лукьянова В.А., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский завод технических масел "Формула" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2009 по делу N А07-20160/2008.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - управление) от 12.12.2008 N 584 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Решением суда от 11.02.2009 (судья Решетников С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе, ссылаясь на допущенные управлением при производстве по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения, а именно нарушения требований ч. 1 ст. 1.6, ст. 25.1, 25.4 Кодекса.
Управление в отзыве на кассационную жалобу считает принятое по делу решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 09.07.2008 по 10.07.2008 управлением совместно с прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена плановая проверка общества, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Путейская, д. 2, по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
В ходе проверки было установлено, что в результате хозяйственной деятельности общества образуются следующие отходы производства и потребления: отработанные ртутьсодержащие лампы, твердые бытовые отходы, строительный мусор от разборки зданий, пищевые отходы, жидкие отходы, упаковочная бумага. При этом обществом в нарушение ст. 11, 15, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства), ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) на момент проверки не был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также план природоохранных мероприятий на 2008 год, в обществе отсутствуют лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, прошедшие профессиональную подготовку.
По итогам проверки управлением составлен акт от 09-10.07.2008 N 01-13/РО, в котором обществу предписано устранить выявленные нарушения.
На основании распоряжения от 20.11.2008 N 01-04/638 управлением проведена внеплановая проверка общества по выполнению предписаний об устранении нарушений, о чем составлен акт от 20.11.2008 N 01-13/107-РО.
Прокурором Орджоникидзевского района г. Уфы по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении общества 21.11.2008 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса. Данное постановление направлено для рассмотрения в управление.
Постановлением управления от 12.12.2008 N 584 общество привлечено к административной ответственности, установленной ст. 8.2 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия состава вменяемого обществу административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 8.2 Кодекса установлена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Закона об отходах производства под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства), а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу ст. 11 и п. 3 ст. 18 Закона об отходах производства юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из ст. 24 Закона об охране окружающей среды следует, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
При этом согласно п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
В силу п. 4 этих Правил юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представлять указанные проекты на утверждение в территориальные органы названной Службы.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что обществом осуществляется хозяйственная деятельность, в процессе которой образуются отходы, без разработанного и утвержденного уполномоченным органом проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Довод общества о ненадлежащем уведомлении его о времени и месте вынесения постановления о привлечении к административной ответственности от 12.12.2008 опровергается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением с отметкой о вручении от 05.12.2008.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они уже были предметом исследования суда первой инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2009 по делу N А07-20160/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский завод технических масел "Формула" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из ст. 24 Закона об охране окружающей среды следует, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
При этом согласно п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
В силу п. 4 этих Правил юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представлять указанные проекты на утверждение в территориальные органы названной Службы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2009 г. N Ф09-3630/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника