Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 июня 2009 г. N Ф09-3953/09-С4
Дело N А47-4490/2008-10ГК
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 2009 г. N 12610/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Крюкова А.Н., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в лице местной администрации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2009 по делу N А47-4490/2008-10ГК по иску муниципального унитарного предприятия Кваркенского района "Кавркенская коммунальная служба" (далее -предприятие) к муниципальному образованию "Кваркенский район Оренбургской области", третье лицо - финансовый отдел муниципального образования "Кваркенский район", о взыскании 6970121 руб. 60 коп.
В судебном заседании принял участие представитель администрации муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" - Ширшов Е.Ф. (доверенность от 25.02.2009 N 250).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие в лице конкурсного управляющего Павловой Н.А. обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к муниципальному образованию "Кваркенский район Оренбургской области" о взыскании на основании ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в порядке субсидиарной ответственности 6970121 руб. 60 коп. кредиторской задолженности.
Определением суда от 22.01.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен финансовый отдел муниципального образования "Кваркенский район".
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования: просит взыскать с муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в лице местной администрации муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в порядке субсидиарной ответственности 6927736 руб. 78 коп. кредиторской задолженности.
Решением суда от 03.03.2009 (судья Демидова Т.А.) исковые требования удовлетворены в полном объеме: с муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в лице местной администрации муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в пользу предприятия взыскано 6927736 руб. 78 коп. в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 (судьи Бабкина С.А., Серкова З.Н., Матвеева С.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, муниципальное образование "Кваркенский район Оренбургской области" в лице местной администрации просит отменить решение суда первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы считает, что, оснований для возложения ответственности на местную администрацию муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" не имеется, поскольку учредителем предприятия являлась ранее действовавшая администрация муниципального образования "Кваркенский район", которая 01.01.2006 была ликвидирована. По мнению заявителя кассационной жалобы, местная администрация муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в силу ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не является правопреемником ранее действовавшей администрации. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что суд первой инстанции неправомерно применил Закон Оренбургской области от 22.02.1999 N 198/31-03 "О территориях муниципальных образований и порядке их образования, объединения, упразднения, установления и изменения границ", так как данный закон утратил силу в результате принятия Закона Оренбургской области от 30.06.2004 N 1277/198-III-ОЗ "О порядке наделения муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, преобразования муниципальных образований, упразднения поселений, установления и изменения границ муниципальных образований". Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что в резолютивной части решения должно быть указано о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования "Кваркенский район", а не с местной администрации муниципального образования "Кваркенский район".
Как следует из материалов дела, предприятие учреждено распоряжением главы Кваркенского района Оренбургской области от 03.12.2002 N 630-р, на основании которого предприятию передано в хозяйственное ведение имущество на сумму 8880413 руб.
Согласно Уставу предприятия его учредителем является администрация муниципального образования "Кваркенский район", имущество предприятия является муниципальной собственностью Кваркенского района и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Предметом деятельности предприятия является предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, обеспечение содержания и сохранности жилого фонда, содержание гостиничного хозяйства, оказание банно-прачечных услуг, ремонт и содержание объектов благоустройства.
Между предприятием и администрацией муниципального образования Кваркенский район был подписан договор безвозмездного пользования от 23.12.2003, по условиям которого предприятию передается движимое имущество для его использования с учетом целей и задач предприятия.
Распоряжением Главы Кваркенского района от 24.03.2005 N 115-р произведено изъятие имущества, находящего на балансе предприятия на основании договора безвозмездного пользования от 23.12.2003, в муниципальную казну администрации муниципального образования "Кваркенский район".
Распоряжением Главы Кваркенского района от 26.02.2005 N 121-р произведено изъятие принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения и неиспользуемого имущества: здания конторы, здания ремонтной мастерской, здания деревообрабатывающей мастерской, пилорамы, автомобиля, тракторов (3 шт.), компьютера, эл. сварки, стульев, стола.
Распоряжениями Главы Кваркенского района от 21.09.2004 N 512-р, от 01.07.2004 N 310-р, от 17.03.2005 N 98-р неиспользуемое по назначению имущество и находящееся на балансе предприятия передано на баланс администрации Кваркенского района: теплая стоянка, материальный склад, здание конторы, дом культуры, пожарное депо, здание котельной N 1, здание котельной N 2, здание бани.
Распоряжением Главы Кваркенского района от 19.07.2005 N 313-р изъято в муниципальную казну принадлежащее на праве хозяйственного ведения предприятию имущество: газовая котельная, ангар.
Распоряжением Главы Кваркенского района от 29.03.2005 N 122-р у предприятия изъят жилой фонд.
В январе 2006 г. хозяйственная деятельность предприятия фактически прекратилась.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.03.2006 по делу N А47-10695/2005 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. В реестр требований кредиторов предприятия включены требования кредиторов в общей сумме 6970121 руб. 60 коп. На дату введения процедуры конкурсного производства у предприятия имелось имущества на сумму 42384 руб. 82 коп.
Полагая, что изъятие администрацией Кваркенского района имущества из хозяйственного оборота предприятия явилось основной причиной прекращения его деятельности и последующего признания несостоятельным (банкротом), конкурсный управляющий предприятия обратился в арбитражный суд с иском о взыскании на основании ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в лице местной администрации в порядке субсидиарной ответственности 6927736 руб. 78 коп. кредиторской задолженности (6970121 руб. 60 коп. - 42384 руб. 82 коп.).
В соответствии с п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В силу п. 5 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с настоящим пунктом, определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации - должника.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что согласно бухгалтерским балансам предприятия на 01.01.2005, 01.01.2006 остаточная стоимость имущества, находившегося на балансе предприятия, составляла 40409000 руб., на дату введения конкурсного производства у предприятия оставалось имущества на сумму 42384 руб. 82 коп. В течение года с июля 2004 г. по июль 2005 г. распоряжениями Главы Кваркенского района у предприятия была изъята большая часть основных средств, переданных предприятию на праве хозяйственного ведения, что лишило предприятие возможности осуществлять предусмотренную уставом деятельность и погасить имеющуюся кредиторскую задолженность, что в конечном итоге привело к банкротству муниципального предприятия.
Установив данные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, подтверждены надлежащими доказательствами, в связи с чем правомерно, на основании ст. 10, п. 5 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", удовлетворили их в полном объеме, взыскав в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в лице местной администрации за счет казны муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в пользу предприятия 6927736 руб. 78 коп. кредиторской задолженности.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для возложения субсидиарной ответственности на местную администрацию муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области", которая, по мнению заявителя, в силу ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не является правопреемником ранее действовавшей ликвидированной администрации Кваркенского района, не принимаются.
Согласно Уставу предприятия все его имущество является муниципальной собственностью. В силу ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" субсидиарная ответственность по обязательствам должника возникает у собственника имущества должника - унитарного предприятия, в случае банкротства предприятия по его вине.
В соответствии с п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну, состоящую из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, установив причинно-следственную связь между действиями собственника имущества должника по изъятию имущества и банкротством должника, суды правомерно указали в качестве надлежащего ответчика -муниципальное образование "Кваркенский район Оренбургской области" в лице местной администрации как исполнительного органа и взыскали 6927736 руб. 78 коп. кредиторской задолженности за счет казны муниципального образования.
Исходя из положений п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сам по себе факт упразднения администрации не свидетельствует о прекращении ее обязательств. Согласно названной норме права органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 настоящего Федерального закона. Поскольку вопросы правопреемства органов местного самоуправления регулируются названным законом, положения ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применяются.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции Закона Оренбургской области от 22.02.1999 N 198/31-ОЗ "О территориях муниципальных образований и порядке их образования, объединения, упразднения, установления и изменения границ", отклоняется.
Ссылка суда первой инстанции на Закон Оренбургской области от 22.02.1999 N 198/31-ОЗ "О территориях муниципальных образований и порядке их образования, объединения, упразднения, установления и изменения границ", действовавший в период образования предприятия, является обоснованной.
Отсутствие в решении суда первой инстанции указания на Закон Оренбургской области от 30.06.2004 N 1277/198-III-ОЗ "О порядке наделения муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, преобразования муниципальных образований, упразднения поселений, установления и изменения границ муниципальных образований", которым утратил силу вышеназванный Закон Оренбургской области, не привело к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2009 по делу N А47-4490/2008-10ГК и постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по названному делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Кваркенский район Оренбургской области" в лице местной администрации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сам по себе факт упразднения администрации не свидетельствует о прекращении ее обязательств. Согласно названной норме права органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 настоящего Федерального закона. Поскольку вопросы правопреемства органов местного самоуправления регулируются названным законом, положения ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применяются.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции Закона Оренбургской области от 22.02.1999 N 198/31-ОЗ "О территориях муниципальных образований и порядке их образования, объединения, упразднения, установления и изменения границ", отклоняется.
Ссылка суда первой инстанции на Закон Оренбургской области от 22.02.1999 N 198/31-ОЗ "О территориях муниципальных образований и порядке их образования, объединения, упразднения, установления и изменения границ", действовавший в период образования предприятия, является обоснованной.
Отсутствие в решении суда первой инстанции указания на Закон Оренбургской области от 30.06.2004 N 1277/198-III-ОЗ "О порядке наделения муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, преобразования муниципальных образований, упразднения поселений, установления и изменения границ муниципальных образований", которым утратил силу вышеназванный Закон Оренбургской области, не привело к принятию неправильного судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2009 г. N Ф09-3953/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника