Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 июля 2010 г. N Ф09-5615/10-С1 по делу N А47-8560/2009
Дело N А47-8560/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2010 г. N Ф09-3389/10-С1 по делу N А47-5909/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2009 г. N 18АП-6309/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и занятости населения Оренбургской области (далее - министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.03.2010 по делу N А47-8560/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель министерства - Семина О.Ю. (доверенность от 06.05.2010 N 30/1104/07-17).
Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление, административный орган), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений управления от 25.06.2009 N 1/169 - 1/179 по делам об административных правонарушениях. Решением суда первой инстанции от 18.03.2010 (судья Жарова Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права. В жалобе министерство указывает на то, что действия управления, выразившиеся в составлении протоколов и вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях, совершены с превышением полномочий, связанных с рассмотрением дел об административных правонарушениях. Судами обеих инстанций не в полной мере исследован вопрос бюджетной принадлежности средств, которые, по мнению управления, израсходованы не по целевому назначению. В обоснование жалобы заявитель также указывает на неприменение судами законов, подлежащих применению, а именно: Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования бюджетов разных уровней, Закона Оренбургской области от 28.12.2007 N 1850/373-IV-O3 "Об областном бюджете на 2008 г.". Кроме того, по мнению министерства, истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -Кодекс).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 13.04.2009 по 22.05.2009 управлением проведена проверка использования субвенций, выделенных из федерального бюджета Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в субъектах Российской Федерации за 2008 г., в ходе которой административным органом сделаны выводы: о нецелевом использовании средств субвенции, предоставленной из федерального бюджета, в сумме 4 509 418,62 руб. (средства затрачены на капитальный ремонт фасада, кровли и помещений административного здания, находящегося в собственности Оренбургской области); нецелевом использовании средств субвенции в сумме 87 270 руб. (командировочные расходы и оплата обучения); незаконном использовании субвенции в сумме 1 954 000 руб. (за счет средств субвенции запланированы и произведены расходы на приобретение основных средств в размере, превышающем уровень соответствующего показателя предшествующего периода).
По результатам проверки управлением составлен акт от 22.05.2009, в котором зафиксированы выявленные нарушения, и вынесено предписание от 11.06.2009 N 53-03-07/1551, согласно которому министерству предписано устранить нецелевое использование средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета, в сумме 4 509 418,62 руб. и в сумме 87 270 руб.; устранить выявленное нарушение в виде незаконного использования средств субвенции, предоставленной из федерального бюджета, в сумме 1 954 000 руб. и возместить эти суммы в доход федерального бюджета, а также обеспечить предоставление отчетности в соответствии с установленным порядком.
По фактам выявленных нарушений в отношении министерства управлением 22.05.2009 составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.14 Кодекса, на основании которых 25.06.2009 вынесены постановления N 1/169 - 1/179, которыми министерство было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.14 Кодекса, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. по каждому постановлению.
Министерство, полагая, что вышеназванные постановления управления от 25.06.2009 противоречат нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о доказанности материалами дела фактов совершения министерством вменяемых ему административных правонарушений, установив, что оспариваемые постановления вынесены управлением в пределах его компетенции, при привлечении к административной ответственности установленный законом срок давности привлечения управлением соблюден, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Данные выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Частью 1 ст. 15.14 Кодекса предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективной стороной данного правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
При рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на преюдициальное значение вынесенных по делу N А47-5909/2009 судебных актов, которыми подтверждены выводы управления о нецелевом использовании министерством средств, поступивших из федерального бюджета, правомерно указали на доказанность наличия в действиях министерства объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях министерства вины в совершении вменяемых ему правонарушений.
Доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах вывод судов о доказанности наличия в действиях заявителя составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса, и, соответственно об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными оспариваемых постановлений управления о привлечении министерства к административной ответственности на основании названной статьи, является правильным.
Судами установлено, что привлечение к административной ответственности произведено управлением в пределах установленного законом срока давности.
Ссылка министерства на отсутствие у управления полномочий на составление протоколов и вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, проверка использования субвенций, выделенных из федерального бюджета Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в субъектах Российской Федерации за 2008 г., проведена управлением в министерстве на основании поручения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25.03.2009 N 43-01-02-25/1287 и п. 26 Плана контрольно-надзорной работы территориального управления Росфиннадзора в Оренбургской области по вопросам программы, утвержденной исполняющим обязанности руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25.03.2009.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 Кодекса федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14- 15.16 настоящего Кодекса, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Поскольку министерством допущено нецелевое расходование средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета субвенций, рассмотрение в отношении него дел об административных правонарушениях произведено управлением в пределах полномочий, предоставленных ему ч. 1 ст. 23.7 Кодекса. При этом, как правильно отметил апелляционный суд, общее финансирование министерства за счет средств областного бюджета не исключает возможности применения к нему мер административной ответственности со стороны управления, как к получателю средств федерального бюджета.
Доводы министерства, приведенные в жалобе, направлены по существу на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.03.2010 по делу N А47-8560/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и занятости населения Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах вывод судов о доказанности наличия в действиях заявителя составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса, и, соответственно об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными оспариваемых постановлений управления о привлечении министерства к административной ответственности на основании названной статьи, является правильным.
...
В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 Кодекса федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14- 15.16 настоящего Кодекса, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Поскольку министерством допущено нецелевое расходование средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета субвенций, рассмотрение в отношении него дел об административных правонарушениях произведено управлением в пределах полномочий, предоставленных ему ч. 1 ст. 23.7 Кодекса. При этом, как правильно отметил апелляционный суд, общее финансирование министерства за счет средств областного бюджета не исключает возможности применения к нему мер административной ответственности со стороны управления, как к получателю средств федерального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июля 2010 г. N Ф09-5615/10-С1 по делу N А47-8560/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника