Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 июля 2010 г. N Ф09-5600/10-С1 по делу N А50-5188/2010
Дело N А50-5188/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.05.2010 по делу N А50-5188/2010.
В судебном заседании приняли участие представители общества -Владимиров Р.С. (доверенность от 11.01.2010 б/н), Кубов Д.И. (доверенность от 26.06.2008 N 4/д).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующим решения Думы Нытвенского городского поселения Пермского края (далее - Дума) от 24.02.2010 N 145 "О нормативах потребления тепловой энергии в домах с централизованной системой теплоснабжения на территории Нытвенского городского поселения".
Решением суда от 21.05.2010 (судьи Байдина И.В., Саксонова А.Н., Виноградов А.В.) в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о соблюдении Думой требований, определенных Правилами установления и определения нормативов коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, решением Думы от 30.09.2009 N 106 "О нормативах потребления тепловой энергии в домах с централизованной системой теплоснабжения на территории Нытвенского городского поселения" утверждены нормативы потребления тепловой энергии в домах с централизованной системой теплоснабжения на территории Нытвенского городского поселения. Из содержания приложения к решению следует, что нормативы потребления тепловой энергии были установлены только для многоквартирных домов.
Решением Думы от 24.02.2010 N 145 "О нормативах потребления тепловой энергии в домах с централизованной системой теплоснабжения на территории Нытвенского городского поселения", опубликованным 25.02.2010 в газете "Нытвенские уездные ведомости", Думой изменены нормативы потребления тепловой энергии для многоквартирных домов, и введены нормативы потребления тепловой энергии для домов индивидуального жилищного фонда. Измененные и вновь утвержденные нормативы потребления введены в действие с 01.03.2010. Пункт 1 решения Думы от 30.09.2009 N 106 признан утратившим силу.
Полагая, что решение Думы от 24.02.2010 N 145 не соответствует положениям п.10, 13, 16, 25 Правил, а также нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности оспариваемого нормативного правового акта.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданам, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктами 2, 4 Правил определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ), ст. 4 Устава Нытвенского городского поселения, Дума является органом местного самоуправления Нытвенского городского поселения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решение Думы от 24.02.2010 N 145 было опубликовано 25.02.2010 в газете "Нытвенские уездные ведомости", являющейся официальным печатным изданием муниципального образования "Нытвенское городское поселение Пермского края".
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом введен в действие с соблюдением установленного порядка.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ).
Правилами определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу подп. "д" п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг должны учитываться конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п. 10 Правил).
Из материалов дела видно, что при вынесении решения Думой в соответствии с Расчетом нормативов потребления тепловой энергии (т. 1 л. д. 64-69) установлен средневзвешенный норматив для частного сектора с учетом оценки показателей, влияющих на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, этажность, год постройки, объем жилых помещений.
Следовательно, суд сделал правильный вывод о несостоятельности довода общества о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом п. 10 Правил.
На основании п. 25 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг должны учитываться нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери тепловой энергии).
При этом не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал, что потери на участках тепловых сетей, идущих от внешней стены индивидуального жилого дома до тепловых сетей, находящихся в пользовании заявителя, не являются технически неизбежными и обоснованными. Суд сделал правильный вывод о том, что потери в сетях, не относящихся к внутридомовым инженерным коммуникациям и оборудованию, не должны учитываться при определении нормативов потребления тепловой энергии. Названные потери общество вправе предъявить собственникам тепловых сетей дополнительно (отдельно) от предъявляемых к оплате расходов за поставку тепловой энергии по нормативам в рамках гражданско-правовых договоров
Оспаривая нормативы потребления, установленные Думой для многоквартирных домов, заявитель ссылается только на нарушение срока пересмотра тарифа, установленных положениями пунктов 13, 16, 45 Правил N 306.
Оценив представленные в дело документы в совокупности с объяснениями представителя Думы, суд сделал обоснованный вывод о том, что у заинтересованного лица имелись правовые основания для пересмотра нормативов потребления ранее сентября 2012 года.
В п. 16 Правил определен срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, составляющий не менее трех лет, и указано, что в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
В соответствии с п. 8 Правил утверждение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, нормативы потребления были пересмотрены оспариваемым решением Думы для многоквартирных домов и установлены вновь для индивидуальных домов, при наличии для того правовых оснований, с учетом вышеназванных положений Правил N 306 (т. 1, л. д. 77-78).
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемого решения Думы Правилам и правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.05.2010 по делу N А50-5188/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная теплоэнергетическая компания" -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
В соответствии с п. 8 Правил утверждение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, нормативы потребления были пересмотрены оспариваемым решением Думы для многоквартирных домов и установлены вновь для индивидуальных домов, при наличии для того правовых оснований, с учетом вышеназванных положений Правил N 306 (т. 1, л. д. 77-78).
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемого решения Думы Правилам и правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2010 г. N Ф09-5600/10-С1 по делу N А50-5188/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника