Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 июня 2009 г. N Ф09-4240/09-С2
Дело N А50-20990/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В., судей Наумовой Н.В., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2009 по делу N А50-20990/2008.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лысьве Пермского края (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 07.11.2008 N 655 об отказе в осуществлении зачета (возврата).
Решением суда от 16.02.2009 (судья Трефилова Е.М.) заявленные управлением требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления, в связи с чем управление на основании подп. 10 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождено от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований управления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Налоговый орган полагает, что основания для возврата госпошлины отсутствуют, так как согласно подп. 10 п. 1 ст. 333.35 Кодекса при государственной регистрации организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, освобождены от уплаты государственной пошлины органы государственной власти и органы местного самоуправления. Управление, по мнению инспекции, не может быть отнесено к органам государственной власти в контексте названной нормы, поскольку оно выполняет ряд функций органов государственной власти, а не является ее составной частью.
Проверив доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, управление является юридическим лицом.
На основании подп. "г" п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется при представлении документа об уплате государственной пошлины.
Управление по чеку-ордеру от 29.12.2005 N 73643 оплатило государственную пошлину в сумме 400 руб. за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Основываясь на положениях подп. 10 п. 1 ст. 333.35 Кодекса, управление 24.10.2008 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате государственной пошлины за регистрацию учредительных документов.
Налоговым органом вынесено решение от 07.11.2008 N 655 об отказе в осуществлении зачета (возврата), согласно которому названное заявление управления оставлено без исполнения, поскольку в отношении организации произведены юридически значимые действия, выразившиеся в вынесении решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. В оспариваемом решении инспекции также указано, что ст. 333.40 Кодекса, содержащая исчерпывающий перечень случаев, когда уплаченная госпошлина подлежит возврату частично или полностью, не предусматривает возврат пошлины в случае принятия решения о государственной регистрации.
Полагая, что отказ налогового органа в осуществлении возврата государственной пошлины, уплаченной за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, противоречит закону, управление обратилось в арбитражный суд.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 333.35 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций.
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением. Названный фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строгое целевое назначение и направляются только на выплату государственных пенсий.
В соответствии со ст. 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенным для реализации конституционных прав и граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности.
В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в числе объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, в разделе II установлены объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач. К числу таких объектов отнесен и Пенсионный фонд Российской Федерации, денежные средства которого входят в состав казны Российской Федерации и который от имени Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения, то есть управляет средствами, входящими в состав казны Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" отмечено, что названные полномочия по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов "в", "ж"), 72 (пункта "ж" части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, выполняют функции органа государственной власти, следовательно, освобождаются от уплаты государственной пошлины за регистрацию юридических лиц, в том числе за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о неправомерности отказа налогового органа управлению в возврате уплаченной государственной пошлины являются обоснованными.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2009 по N А50-20990/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" отмечено, что названные полномочия по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов "в", "ж"), 72 (пункта "ж" части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2009 г. N Ф09-4240/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника