Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 июня 2009 г. N Ф09-4206/09-С1
Дело N А47-1752/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.03.2009 по делу N А47-1752/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Ковырова Наталья Ивановна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 26.02.2009 N 18-21/05901 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 20.03.2009 (судья Книгина Л.Н.) заявленное требование удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом положений Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, инспекцией 19.02.2009 на основании поручения от 19.02.2009 N 000222 проведена проверка соблюдения предпринимателем законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем ему магазине "С. Кавказ", расположенном по адресу: г. Оренбург, ст. Каргала, пер. Зеленый, д. 14 (12).
В ходе проведения проверки инспекцией установлен факт реализации предпринимателем за наличный денежный расчет товара (одна бутылка водки "Пшеничная", стоимостью 100 руб.) без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), по причине ее отсутствия. Данное обстоятельство отражено в акте проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 19.02.2009 N 0017346, акте проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) при продаже товаров (оказании услуг) населению от 19.02.2009 б/н; акте о проверке наличных денежных средств кассы от 19.02.2009 б/н.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 24.02.2009 N 000034 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 26.02.2009 N 18-21/05901 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Признавая незаконным и отменяя постановление инспекции, суд исходил из недоказанности материалами дела события вменяемого предпринимателю административного правонарушения.
Вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и действующем законодательстве.
В силу ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, в частности, наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 14.5 Кодекса продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ, но не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Из содержания ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" следует, что проверочная закупка является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
В силу ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" налоговые органы правом проводить оперативно-розыскные мероприятия не наделены.
Частями 1, 2 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Судом на основании материалов дела установлено, что в ходе проводимой инспекцией проверки выявлен факт реализации предпринимателем за наличный денежный расчет товара (одна бутылка водки "Пшеничная", стоимостью 100 руб.) без применения ККТ. Проведение проверки в магазине, принадлежащем предпринимателю, осуществлялось должностными лицами инспекции -специалистами 1 разряда Цыганковым М.В. и Ядрышниковой Л.А. (поручение от 19.02.2009 N 000222, акт проверки от 19.02.2009 N 0017346, протокол об административном правонарушении от 24.02.2009 N 000034). При этом в роли покупателя выступали указанные сотрудники инспекции, проводившие проверку в отсутствие при проведении контрольных мероприятий должностных лиц органов, уполномоченных проводить оперативно-розыскные мероприятия.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, документы, составленные в ходе проведения должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением предпринимателем ККТ, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями действующего законодательства и подтверждающие событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 3125/08.
Иных доказательств, подтверждающих факт совершения вменяемого предпринимателю административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил заявленное предпринимателем требование о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 26.02.2009 N 18-21/05901 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, судом дана надлежащая правовая оценка. При этом нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.03.2009 по делу N А47-1752/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом на основании материалов дела установлено, что в ходе проводимой инспекцией проверки выявлен факт реализации предпринимателем за наличный денежный расчет товара (одна бутылка водки "Пшеничная", стоимостью 100 руб.) без применения ККТ. Проведение проверки в магазине, принадлежащем предпринимателю, осуществлялось должностными лицами инспекции -специалистами 1 разряда Цыганковым М.В. и Ядрышниковой Л.А. (поручение от 19.02.2009 N 000222, акт проверки от 19.02.2009 N 0017346, протокол об административном правонарушении от 24.02.2009 N 000034). При этом в роли покупателя выступали указанные сотрудники инспекции, проводившие проверку в отсутствие при проведении контрольных мероприятий должностных лиц органов, уполномоченных проводить оперативно-розыскные мероприятия.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, документы, составленные в ходе проведения должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением предпринимателем ККТ, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями действующего законодательства и подтверждающие событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 3125/08.
Иных доказательств, подтверждающих факт совершения вменяемого предпринимателю административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил заявленное предпринимателем требование о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 26.02.2009 N 18-21/05901 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2009 г. N Ф09-4206/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника