Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 июня 2009 г. N А60-17549/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2009 года
Полный текст решения изготовлен 19 июня 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел дело N А60-17549/2009-С9 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НОРД-СЕРВИС" (ИНН 6664076583, ОГРН 1036605195660) к Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.В. Мошкин, представитель по доверенности от 02.03.2009 г., паспорт 6503 245708;
от заинтересованного лица: А.С. Первухин, главный контролер-ревизор, по доверенности N 62-07-30/21 от 18.08.2008 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
По ходатайству заинтересованного лица рассмотрение дела откладывалось определением суда от 26.05.2009 г. на 14 часов 30 минут 19.06.2009 г.
Других ходатайств не заявлено.
ООО "НОРД-СЕРВИС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ТУ Росфиннадзора в Свердловской области) от 23.04.2009 г. N 65-09/146 о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований заявитель считает, что события административного правонарушения и вины в его совершении не имеется, при этом ссылается на отсутствие документов, подтверждающих ввоз товара, поскольку не была создана таможенная декларация, подтверждающая ввоз товара, товар был возвращен продавцу, в связи с чем отсутствовала обязанность представлять подтверждающие документы в Банк ПС.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на наличие события административного правонарушения и вины заявителя в его совершении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
ТУ Росфиннадзора в Свердловской области по заданию Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 05.09.2008 г. N 43-05-00-10/1768 в отношении общества проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования по информации и материалам, полученным от уполномоченного банка - ЗАО "Банк ВЕФК - Урал" от 16.02.2009 г. N 09-05/860.
В ходе проведения проверки установлен факт представления обществом в рамках исполнения внешнеторгового контракта N 080101-200 от 01.12.2007 г. в уполномоченный банк документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации, и справки о подтверждающих документах с нарушением установленного срока, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки составлен протокол N 65-09/146 от 07.04.2009 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, полученный представителем общества в тот же день.
Назначенное определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 07.04.2009 г. N 65-09/146 рассмотрение дела об административном правонарушении на 08.04.2009 г., перенесено на 23.04.2009 г. по инициативе ТУ Росфиннадзора в Свердловской области определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 08.04.2009 г. N 65-09/145. Целью отложения явилось истребование сведений у Екатеринбургской таможни относительно "условного выпуска" товаров (запасных частей), поступивших в адрес общества из Республики Беларусь, по определению об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу об административном правонарушении от 08.04.2009 г. N 65-09/145. Указанные определения получены представителем общества в день их составления.
23.04.2009 г. руководителем ТУ Росфиннадзора в Свердловской области вынесено постановление N 65-09/146 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом заявитель считает, что в его действиях отсутствует событие правонарушения, поскольку отсутствовали документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, товар возвращен продавцу в режиме "реэкспорт".
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 этого Закона.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона о валютном регулировании порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации.
Данный порядок установлен Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (утв. ЦБ РФ 01.06.2004 г. N 258-П) (далее - Положение о порядке представления подтверждающих документов).
Пунктом 2.1 Положения о порядке представления подтверждающих документов (здесь и далее - в редакции от 18.06.2004 г., действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В соответствии с п. 2.2. Положения о порядке представления подтверждающих документов, подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
Срок, установленный п. 2.4. указанного Положения, для представления резидентом в банк ПС документов, подтверждающих факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, и справки о подтверждающих документах составляет 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в рамках реализации контракта N 080101-200 от 01.12.2007 г. на поставку (продажу) запасных частей за переделы Республики Беларусь, заключенного между ЗАО "Атлант" (Республика Беларусь) - нерезидент и ООО "НОРД-СЕРВИС" (России) - резидент, нерезидентом в адрес резидента посредством БелПочты и Почты России поставлен товар (запасные части) по товарным накладным N 0812439 от 07.03.2008 г., N 0730047 от 14.03.2008 г., N 0730188 от 27.03.2008 г. на условиях поставки СРТ - г. Екатеринбург. Валюта контракта - российский рубль. Паспорт сделки оформлен в уполномоченном банке - ЗАО "Банк ВЕФК-Урал".
В ходе таможенного оформления указанного товара обществом установлено отсутствие сертификатов соответствия, необходимых, как указано в письме Екатеринбургской таможни от 27.10.2008 г. N 31-15/12270, для совершения таможенного оформления товара и выпуска его для внутреннего потребления.
В соответствии с пп. 1 п. 2 Письма ФТС от 20.11.2007 г. N 01-06/43797 "Об изменениях в Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией сертификата соответствия осуществляется для помещения товаров по таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, ввозимых в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта, ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при улови представления в таможенные органы Российской Федерации копий документов о соответствии обязательным требованиям на указанные готовые изделия и подтверждения, что данные запасные части используются при изготовлении готовых изделий и внесении в конструкторскую документацию на это изделие.
Поскольку ввозимые обществом запасные части предполагалось использовать для ремонта бытовой техники, производства ЗАО "Атлант" которое непосредственно готовых изделий бытовой техники на территорию Российской Федерации не ввозило, указанный товар (запасные части) подлежит обязательной сертификации.
Вследствие того, что сертификаты так и не были получены обществом, общество, заключив дополнительное соглашение с ЗАО "Атлант" от 20.11.2008 г. N 1, возвратило товар поставщику, применив для этого таможенный режим реэкспорта товаров по грузовой таможенной декларации N 10502080/101208/0010381.
Нормами ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
На момент ввоза товара в Российскую Федерацию положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 г. "О таможенном союзе", Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 г. N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, и установлено, что декларирование товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию, производится в упрощенном порядке.
24.09.1995 г. Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Таджикистан заключено Соглашение "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками таможенного союза" (далее - Соглашение). Для Российской Федерации Соглашение вступило в силу 18.07.2001 г.
Статьей 2 Соглашения устанавливается упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих с территории государств Сторон и перемещаемых между государствами Сторон, за исключением подакцизных товаров, валюты, валютных и культурных ценностей, оружия, иных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и налогами, и к которым не применяются меры экономической политики в соответствии с национальными законодательствами государств Сторон.
Одним из элементов таможенного оформления товаров является его декларирование.
В соответствии со ст. 6 Соглашения таможенное оформление ввозимых товаров может производиться таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся места пересечения таможенной границы.
Если в этих местах в силу определенных обстоятельств таможенное оформление не может быть завершено или лицо, перемещающее товары, выразит намерение произвести таможенное оформление в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится получатель этих товаров, такие товары должны быть доставлены до места таможенного оформления под таможенным контролем.
Статьей 9 Соглашения предусмотрено, что декларирование товаров производится путем подачи в таможенный орган транспортных, либо товаросопроводительных, либо коммерческих и других документов, которые должны содержать сведения, необходимые для таможенных целей.
Пунктом 1 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что декларирование товаров производится как путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, так и иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом.
Судом установлено, что общество в Екатеринбургскую таможню - по месту своего нахождения как получателя товаров, декларирование товара не производило каким-либо из способов, предусмотренных ст. 9 Соглашения или ст. 124 ТК РФ. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено. Об этом же свидетельствуют товаросопроводительные документы, на которых отсутствуют отметки таможенных органов.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под ввозом товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;
Согласно п. 1 ст. 360 Таможенного кодекса Российской Федерации, товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.
Под таможенный контролем, согласно пп. 19 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
С учетом указанных положений Таможенного кодекса Российской Федерации, под датой ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации следует понимать день, когда с товарами совершены все действия, необходимые для их выпуска для внутреннего потребления, а именно, фактическое пересечение таможенной границы, внутренний таможенный транзит, временное хранение и декларирование, как завершающий этап ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации. Именно отметка таможенного органа на таможенной декларации или товаросопроводительных документах о выпуске товаров для внутреннего потребления может считаться датой ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, тогда как фактическое пересечение таможенной границы либо день поступления товара к этой границе такой датой являться не могут.
Таким образом, при отсутствии доказательств ввоза товаров на товаросопроводительных документах, суд полагает, что товар, поступивший в адрес ООО "НОРД-СЕРВИС" от ЗАО "Атлант", и не прошедший таможенное оформление в режиме выпуска для внутреннего потребления, не может считаться ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п. 1 ст. 1 Закон о валютном регулировании под валютной операцией понимает, в том числе, приобретение нерезидентом у резидента валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Из содержания паспорта сделки следует, что расчеты по товарным накладным N 0812439 от 07.03.2008 г., N 0730047 от 14.03.2008 г., N 0730188 от 27.03.2008 г. по контракту N 080101-200 от 01.12.2007 г. произведены не были, что свидетельствует об отсутствии валютных операций по данной поставке по указанному контракту.
С учетом изложенного, суд считает, что при отсутствии фактически ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также при отсутствии валютных операций по контракту, отсутствия у заявителя документов, подтверждающих ввоз товаров, у заявителя не возникло обязанности по представлению указанных документов, а также справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк, и как следствие, не определен срок, в течение которого резидент обязан представить в уполномоченный банк подтверждающие документы.
При этом судом не принимается ссылка заинтересованного лица на то, что документами, подтверждающими ввоз товаров на таможенную территорию России, являются почтовые уведомления и счет-фактуры либо товарные накладные, поскольку почтовое уведомление не содержит численных и стоимостных характеристик ввезенного товара и никаким образом не соотносятся с имеющимися у общества счет-фактурами (при этом судом установлено, что почтовых уведомлений было 6, в то время как счет-фактур - 8).
Кроме этого, суд отмечает, что в соответствии со статьей 169 Налогового Кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость или возмещения этого налога, и составляется организацией исключительно для целей налогообложения, в связи с чем счет-фактура не может служить документом, подтверждающим факт ввоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, тем более, что в ней не содержится каких-либо сведений, связанных с вывозом товаров.
Кроме того, как следует из объяснения лиц, участвующих в деле, товар обществом не получен и был возвращен продавцу в режиме "реэкспорт", поскольку товарные накладные находились внутри посылок (в них отсутствуют отметки о принятии товара) они не могли быть представлены обществом.
При этом суд также отмечает, что административным органом как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении о назначении административного наказания не указано, какие именно документы, подтверждающие ввоз товаров, должно было представить общество.
Согласно требованиям п. 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вследствие того, что заявитель был лишен возможности представить надлежаще оформленные документы, подтверждающих ввоз товаров, у общества отсутствовала обязанность по их представлению, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ТУ Росфиннадзора в Свердловской области) от 23.04.2009 г. N 65-09/146 о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июня 2009 г. N А60-17549/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника