Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июня 2009 г. N Ф09-4488/09-С1
Дело N А76-20659/2008-49-583
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Поротниковой Е.А., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) и администрации г. Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2008 по делу N А76-20659/2008-49-583 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
комитета - Таран М.А. (доверенность от 26.12.2008 N 12756);
администрации - Кутепов А.С. (доверенность от 18.03.2009 N 05-422);
Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ г. Челябинска) - Патук Ю.С. (доверенность от 13.01.2009 N 2/юр);
фонда развития жилищного строительства и реконструкции предприятий строительной индустрии Челябинска "Монолит-Инвест" (далее - фонд "Монолит-Инвест") - Шуман И.А. (доверенность от 18.08.2008 б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Монолит-Девелопмент" (далее - ООО "Монолит-Девелопмент", заявитель) - Шуман И.А., директор (решение от 11.02.2008).
Представители третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Регионснабсбыт" (далее - ООО "Регионснабсбыт"), участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО "Монолит-Девелопмент" и фонд "Монолит-Инвест" обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации о признании недействительной документации по планировке территории в границах улиц Красная, Труда, Елькина, К.Маркса в Центральном районе г. Челябинска, утвержденной постановлением главы г. Челябинска от 02.06.2008. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, ООО "Регионснабсбыт".
Решением суда первой инстанции от 24.12.2008 (судья Анциферова О.В.) в удовлетворении требований фонда "Монолит-Инвест" отказано: Требования ООО "Монолит-Девелопмент" удовлетворены. Признана недействительной и отменена документация по планировке территории в границах улиц Красная, Труда, Елькина, К.Маркса в Центральном районе г. Челябинска, утвержденная постановлением главы г. Челябинска Юревича М.В. от 02.06.2008 N 114-п "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Красная, Труда, Елькина, Карла Маркса в Центральном районе г. Челябинска", как несоответствующая нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 (судьи Соколова Т.В., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комитет и администрация г. Челябинска просят данные судебные акты отменить в части удовлетворения требований ООО "Монолит-Девелопмент", ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а также на несоответствие выводов судов относительно несоблюдения прав заявителей по участию в публичных слушаниях по рассмотрению документации по планировке территории и нарушения документацией по планировке территории прав ООО "Монолит-Девелопмент" в сфере предпринимательской деятельности, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кроме того, податели жалоб указывают на то, что заявителем применен неправильный способ защиты предполагаемого нарушенного права, поскольку проектная документация приобретает статус документации по планировке территории и ее положения становятся обязательными для всех участников градостроительной деятельности с момента принятия правового акта об ее утверждении, в данном случае требование о признании недействительным постановления главы г. Челябинска от 02.06.2008 N 114-п "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Красная, Труда, Елькина, Карла Маркса в Центральном районе г.Челябинска" (далее - постановление главы г. Челябинска от 02.06.2008 N 114-п) не заявлялось. Администрация в своей жалобе ссылается также на необоснованное взыскание с нее судом первой инстанции в пользу ООО "Монолит-Девелопмент" государственной пошлины, уплаченной обществом за рассмотрение дела в Арбитражном суде Челябинской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы г. Челябинска от 03.03.2005 N 327-п и в соответствии с договором от 04.03.2005 УЗ N 006791-К-2005 фонду "Монолит-Инвест" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 74:36:05 08 004:0024, общей площадью 9020 кв.м, для проектирования и строительства административно-торгового комплекса на пересечении ул. Красной и ул. Труда в Центральном районе г. Челябинска.
На данном земельном участке расположен объект недвижимости, незавершенный строительством, принадлежащий ООО "Монолит-Девелопмент", приобретенный последним у фонда "Монолит-Инвест" по договору купли-продажи недвижимого имущества от 25.06.2007 N 7. Земельный участок, на котором начиналось строительство объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ООО "Монолит-Девелопмент", относится к землям населенных пунктов (общественно-деловая зона).
ГУАиГ г. Челябинска 15.02.2008 выдано задание N 16 на разработку проекта планировки с межеванием территории, ограниченной ул. Красной, Труда, Елькина, К. Маркса в Центральном районе г. Челябинска. Инвестором разработки данной документации выступило ООО "Регионснабсбыт", заказчиком - ГУАиГ г. Челябинска.
Основанием для разработки такой документации послужило распоряжение главы города Челябинска от 16.01.2007 N 104 "Об утверждении акта выбора земельного участка N 002391-05-2007 (проект границ земельного участка) и предварительном согласовании места размещения административного здания для размещения Челябинской квартирно-эксплуатационной части и правоохранительных органов на пересечении ул. Васенко и ул. Карла Маркса в Центральном районе г. Челябинска ООО "Регионснабсбыт", в п. 2 которого указано: ГУАиГ г. Челябинска обеспечить подготовку документации по планировке территории, ограниченной ул. Красной, ул. Труда, ул. Елькина, ул.Карла Маркса в Центральном районе.
ООО "Регионснабсбыт" обратилось в ГУАиГ с заявлением от 20.11.2007 N 858/Д о рассмотрении и согласовании проекта планировки территории, ограниченной ул. Красной, ул. Труда, ул. Елькина, ул. К. Маркса в Центральном районе г.Челябинска. ГУАиГ г. Челябинска. Вышеуказанная документация была согласована, что подтверждается свидетельством о согласовании документации по планировке территории от 02.04.2008 N 237.
Распоряжением первого заместителя главы города от 04.04.2008 N 852-д "О разработке документации по планировке территории и о проведении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории в границах улиц: Красная, Труда, Елькина, Маркса в Центральном районе города Челябинска" ГУАиГ г. Челябинска предписано: разработать документацию по планировке территории в границах ул. Красной, ул. Труда, ул. Елькина, ул. Карла Маркса в Центральном районе г.Челябинска (подп. 1 п. 1); организовать и провести соответствующие публичные слушания по рассмотрению документации (подп. 2 п. 1 ).
Органом местного самоуправления 15.05.2008 были проведены публичные слушания. При этом участники публичных слушаний ООО "Монолит-Девелопмент" и фонд "Монолит-Инвест", посчитав, что вышеназванная документация по планировке территории разработана с нарушением норм Градостроительного кодекса, затрагивает права и законные интересы ООО "Монолит-Девелопмент" как собственника объекта недвижимости и фонда "Монолит-Инвест" как арендатора земельного участка и застройщика, заинтересованного в завершении строительства объекта, представили возражения по проекту (т. 1 л.д. 15-17).
По результатам проведения публичных слушаний председателем оргкомитета 27.05.2008 утверждено заключение, которым документация по планировке территории в границах улиц Красной, Труда, Елькина, Карла Маркса в Центральном районе г. Челябинска с замечаниями и предложениями, высказанными в ходе проведения публичных слушаний, рекомендована к утверждению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия главой г. Челябинска постановления от 02.06.2008 N 114-п "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Красная, Труда, Елькина, Карла Маркса в Центральном районе г. Челябинска".
ООО "Монолит-Девелопмент" и фонд "Монолит-Инвест", ссылаясь на несоблюдение установленного законом порядка подготовки и разработки проекта планировки территории, несоответствие документации по своему содержанию требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -Градостроительный кодекс), нарушение документацией прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор, суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований фонду "Монолит-Инвест" ввиду отсутствия нарушений его прав и законных интересов, поскольку фонд не является законным землепользователем спорного участка, и удовлетворили заявленные требования ООО "Монолит-Девелопмент".
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
В силу ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Судами на основании представленных в материалы дела документов установлено и из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район, на пересечении ул. Красная и ул. Труда, на котором начиналось строительство объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ООО "Монолит-Девелопмент", относится к землям населенных пунктов (общественно-деловая зона). Утвержденная постановлением главы г. Челябинска от 02.06.2008 N 114-п документация по планировке территории в границах улиц Красная, Труда, Елькина, Карла Маркса в Центральном районе г. Челябинска предусматривает прохождение красных линий через используемый ООО "Монолит-Девелопмент" земельный участок, что влечет изменение вышеназванной зональной категории, отнесение участка к землям общего пользования.
Согласно п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (п. 2 ст. 15 Земельным кодексом Российской Федерации).
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Суды обеих инстанций, оценив в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что по проектируемому земельному участку проходит красная линия, пересекая принадлежащее ООО "Монолит-Девелопмент" на праве собственности строение. В результате утверждения спорной документации объект незавершенного строительства, принадлежащий ООО "Монолит-Девелопмент", оказался в границах земель общего пользования.
Статьей 24 Градостроительного кодекса предусмотрен порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа. Изменения в генеральный план поселения или городского округа не вносились, проект корректировки красных линий на основании ст. 46 Градостроительного кодекса не утверждался.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что земли общего пользования не подлежат приватизации, вследствие чего право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность в связи с переносом красных линий у ООО "Монолит-Девелопмент" фактически утрачивается, суды правомерно указали на нарушение данной документацией прав и законных интересов общества и, в связи с этим удовлетворили заявленные ООО "Монолит-Девелопмент" требования.
Доводы, приведенные в жалобах, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, данные доводы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Ссылка администрации на необоснованное взыскание с нее судом первой инстанции в пользу ООО "Монолит-Девелопмент" государственной пошлины, уплаченной обществом за рассмотрение дела в Арбитражном суде Челябинской области, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку в силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2008 по делу N А76-20659/2008-49-583 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (п. 2 ст. 15 Земельным кодексом Российской Федерации).
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
...
Статьей 24 Градостроительного кодекса предусмотрен порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа. Изменения в генеральный план поселения или городского округа не вносились, проект корректировки красных линий на основании ст. 46 Градостроительного кодекса не утверждался."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2009 г. N Ф09-4488/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника