Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 июня 2009 г. N А60-15760/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2009 года
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Уралхимпродукт" (ИНН 6661080616, ОГРН 103660399051) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица - А.С. Первухин, главный контролер-ревизор, по доверенности N 62-07-30/21 от 18.08.2008 г., удостоверение Б N 0005718.
Заявитель в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, что в силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу в его отсутствие.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
В связи с неявкой в судебное заседание, открытое 28.05.2009 г., определением от 28.05.2009 г. судебное разбирательство по настоящему делу отложено на 11 часов 00 минут 25.06.2009 г.
ЗАО "Уралхимпродукт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 09.04.2009 г. N 65-09/116 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 40000 руб. При этом заявитель ссылается на нарушение процессуальных сроков привлечения к административной ответственности.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на наличие события административного правонарушения и вины заявителя в его совершении, а также на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лицо, участвующее в деле, суд установил:
Екатеринбургской таможней проведена проверка в отношении ЗАО "Уралхимпродукт" по вопросу соблюдения валютного законодательства, и установила, что общество в рамках исполнения внешнеторгового контракта N 02-08 от 10.01.2008 г. (далее - контракт) допустило несвоевременное представление в уполномоченный банк документов учета и отчетности по валютным операциям.
По результатам проверки составлен акт N 10502000/260309/0000109 от 26.03.2009 г. и протокол N 10502000-171/2009 от 26.03.2009 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
На основании ст. 28.8 КоАП РФ материалы по делу об административном правонарушении Екатеринбургской таможней переданы по подведомственности Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Свердловской области).
Определением N 65-09/116 от 31.03.2009 г. общество предупреждено о времени и месте рассмотрения административного дела (получено почтой 08.04.2009 г.).
09.04.2009 г. руководителем ТУ Росфиннадзора в Свердловской области вынесено постановление N 65-09/116 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым мим валютным операциям, представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию.
В силу ст. 5 Закона о валютном регулировании Центральный банк РФ как орган валютного регулирования в Российской Федерации издает в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, а также устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам установлен Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Центральным Банком РФ 01.06.2004 г. N 258-П (далее - Положение).
Пунктом 2.1 Положения установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.
Согласно п. 2.2 Положения подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
В соответствии с п. 2.4 Положения (в редакции от 18.06.2004 г., действующей на момент совершения правонарушения) резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:
15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Как установлено материалами административного дела, общество 10.01.2008 г. заключило внешнеторговый контракт N 02-08 с контрагентом - нерезидентом ТОО "AES Экибастуз" (Покупатель, Казахстан) на поставку резиновых технических изделий на сумму 2394576 руб. Дата выполнения обязательств по контракту - 31.12.2008 г.
ЗАО "Уралхимпродукт" в таможенном режиме экспорт вывезло указанный товар по ГТД N 10502080/170308/0002049 общей стоимостью 2394576 руб. на условиях поставки DAF-граница Казахстана.
Вывоз с таможенной территории Российской Федерации завершен 23.03.2008 г., что подтверждается отметкой Курганской таможни на ГТД.
Справка о подтверждающих документах и ГТД N 10502080/170308/0002049 представлены в уполномоченный банк (Екатеринбургский филиал ОАО "УРСА Банк") представлены 04.08.2008 г., с нарушением установленного срока (до 15.04.2008 г.) на 111 дней, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует не совершение им предусмотренных нормами валютного законодательства действий, которые общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки.
Таким образом, в действиях ЗАО "Уралхимпродукт" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, суд полагает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено. Срок на привлечение к административной ответственности соблюден.
Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного законом срока, суд во внимание не принимает, в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что правонарушение, совершенное заявителем, выявлено в ходе проверки, результаты которой оформлены актом проверки, в связи с чем, моментом обнаружения правонарушения является именно составление конечного акта проверки, а не момент совершения самого правонарушения. Акт проверки составлен 26.03.2009 г., протокол об административном правонарушении составлен также 26.03.2009 г. И Акт проверки, и протокол об административном правонарушении составлены в присутствии законного представителя общества - директора ЗАО "Уралхимпродукт" Сенцова А.В.
Законному представителю общества при составлении протокола об административном правонарушении разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 24.2, 25.1, 25.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В приложении к протоколу об административном правонарушении N 10502000-171/2009 от 26.03.2009 г. - Разъяснение прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении от 26.03.2009 г. за подписью Сенцова А.В. указано, что Сенцову Александру Владимировичу, директору ЗАО "Уралхимпродукт", действующему на основании Устава (решения N 1/09 от 01.01.2009 г.) паспорт 6599 N 226198 от 06.12.1999 г. г. Асбест Свердловской области, разъясняются права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (законного представителя юридического лица), в том числе, право пользоваться юридической помощью защитника.
Таким образом, поскольку в указанном Разъяснении право пользоваться юридической помощью защитника законному представителю общества разъяснено, ссылка заявителя на отсутствие такого разъяснения судом во внимание не принимается.
С учетом положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, при дате совершения административного правонарушения 16.04.2008 г. и вынесении постановления об административном правонарушении 09.04.2009 г., срок привлечении к административной ответственности соблюден.
Суд также полагает, что административным органом обоснованно не применено положение о малозначительности к совершенному ЗАО "Уралхимпродукт" правонарушению.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что исключает возможность оценки совершенного обществом деяния как малозначительного.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств дела суд полагает, что обществу правомерно назначено наказание в пределах минимального значения санкции, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Оценивая в совокупности изложенные обстоятельства дела, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1.В удовлетворении заявленных требований отказать.
2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2009 г. N А60-15760/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника