Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 июля 2009 г. N Ф09-4447/09-С4
Дело N А60-37396/2008-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сердитовой Е.Н., судей Кондратьевой Л.И., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу N А60-37396/2008-С5 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спорт Лэнд" (далее - общество "Спорт Лэнд") к инспекции о признании недействительным ненормативного акта.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Каржановская А.В. (доверенность от 09.02.2009 N 1125).
Общество "Спорт Лэнд" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции о признании незаконным решения инспекции от 04.09.2008 об отказе в государственной регистрации общества "Спорт Лэнд" в связи с его ликвидацией.
Решением от 05.02.2009 (судья Филиппова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 (судьи Ясикова Е.Ю., Риб Л.Х., Мещерякова Т.И.) решение от 05.02.2009 отменено, требования общества "Спорт Лэнд" удовлетворены; признано незаконным и отменено решение от 04.09.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") необходимых для государственной регистрации документов, вынесенное инспекцией в отношении общества "Спорт Лэнд", как не соответствующее названному Федеральному закону, на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции от 26.03.2009 отменить, решение от 05.02.2009 оставить в силе, полагая, что порядок предъявления требований кредитора к ликвидатору общества "Спорт Лэнд", предусмотренный п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, инспекцией соблюден, но ликвидационный баланс составлен ликвидатором до завершения расчетов с кредиторами и без учета задолженности по налогам (сборам) перед бюджетом, чем нарушены требования, установленные п. 5 ст. 63 названного Кодекса. Инспекция также ссылается на неправомерное удовлетворение судом апелляционной инстанции ходатайства заявителя о приобщении к материалам дела запроса от 24.02.2009, письма от 06.03.2009, выписки с официального сайта "Почта России", которые не были представлены в суде первой инстанции, что, по мнению инспекции, является со стороны общества "Спорт Лэнд" злоупотреблением процессуальным правом, предусмотренным ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Спорт Лэнд" в письменном отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами инспекции, считая их необоснованными.
Законность обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество "Спорт Лэнд" зарегистрировано решением администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 10.07.2000 N 696/1. Согласно изменениям в учредительные документы общества от 04.02.2005, зарегистрированным инспекцией 06.05.2005, единственным участником общества является Богун А.А.
Решение N 7 о добровольной ликвидации общества "Спорт Лэнд" принято его единственным участником Богуном А.А. 28.06.2006, срок для предъявления требований кредиторов установлен 2 месяца с момента публикации уведомления о ликвидации общества в печатном издании, функции ликвидатора возложены на Богуна А.А. Запись о принятии решения о ликвидации общества "Спорт Лэнд" и назначении ликвидатора внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр юридических лиц) 18.07.2006.
Сообщение о ликвидации опубликовано в печатном издании "Вестник государственной регистрации" от 23.08.2006 N 33. В адрес инспекции письмами от 15.08.2006 и от 28.08.2006 направлены уведомления о ликвидации общества.
По утверждению заявителя, в период с 23.08.2006 до 23.10.2006 требований от кредиторов в адрес ликвидатора не поступило.
Решением от 08.12.2006 N 1 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества "Спорт Лэнд", о чем 27.12.2006 в реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Ликвидационный баланс составлен и утвержден ликвидатором общества "Спорт Лэнд" 18.06.2008. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией направлено в инспекцию 25.08.2008.
Решением от 04.09.2008 инспекцией отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку, по мнению инспекции, представленный ликвидатором ликвидационный баланс общества "Спорт Лэнд" не является достоверным, не содержит сведений о задолженности по налоговым обязательствам в размере 309975 руб. 11 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Спорт Лэнд" в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 04.09.2008.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующих обстоятельств. Инспекцией 25.09.2006 - в установленный для предъявления требований кредиторов срок, и повторно - 07.04.2008 в адрес ликвидатора общества "Спорт Лэнд" направлено требование N 15-19/38579 об уплате недоимки и пеней в общей сумме 309975 руб. 11 коп. Поскольку содержание составленных 08.12.2006 и 18.06.2008 промежуточного и окончательного ликвидационных балансов без учета требований инспекции не является достоверным, отказ инспекции в государственной регистрации по причине непредставления необходимых документов является правомерным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Согласно п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции оценив представленные доказательства - реестр заказной корреспонденции от 28.09.2006, письмо от 06.03.2009 Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", выписку с официального сайта "Почта России", пришел к выводу о том, что требование инспекции в адрес ликвидатора в установленный срок (с 23.08.2006 до 23.10.2006) не поступало.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс был представлен в налоговый орган, запись о составлении предприятием промежуточного ликвидационного баланса внесена в реестр юридических лиц 27.12.2006. Каких-либо возражений со стороны инспекции в отношении содержания промежуточного ликвидационного баланса ликвидатору предъявлено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, подтверждающее соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица и завершение расчетов с его кредиторами; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Из материалов дела усматривается, что все необходимые документы были представлены ликвидатором общества "Спорт Лэнд" в инспекцию для регистрации общества в связи с его ликвидацией и основания для отказа в государственной регистрации общества "Спорт Лэнд" в связи с его ликвидацией, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у инспекции как у регистрирующего органа отсутствовали.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о несоответствии оспариваемого решения от 04.09.2008 требованиям закона и наличии оснований для удовлетворения требований о признании указанного решения незаконным, является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном представлении в суд апелляционной инстанции заявителем письма Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 06.03.2009, выписки с официального сайта "Почта России" отклоняется исходя из положений ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которым суд апелляционной инстанции вправе принимать дополнительные доказательства.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 26.03.2009 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу N А60-37396/2008-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, подтверждающее соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица и завершение расчетов с его кредиторами; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Из материалов дела усматривается, что все необходимые документы были представлены ликвидатором общества "Спорт Лэнд" в инспекцию для регистрации общества в связи с его ликвидацией и основания для отказа в государственной регистрации общества "Спорт Лэнд" в связи с его ликвидацией, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у инспекции как у регистрирующего органа отсутствовали."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2009 г. N Ф09-4447/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника