Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июня 2009 г. N Ф09-4448/09-С4
Дело N А60-91/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Матанцева И.В., судей Крюкова А.Н., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области 11.03.2009 по делу N А60-91/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по тому же делу по заявлению учредителя общества с ограниченной ответственностью "УралСтэйт" (далее - общество "УралСтэйт") Зоновой Ксении Витальевны о признании недействительным решения инспекции об отказе в регистрации общества "УралСтэйт".
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Оленев М.И. (доверенность от 06.02.2009 N 05-14/03591).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Зонова Ксения Витальевна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.09.2008 об отказе в государственной регистрации общества "УралСтэйт" и обязании инспекции зарегистрировать указанное общество. Кроме того, истец просила взыскать с инспекции расходы на оплату услуг представителя в сумме 16500 руб.
Решением суда от 11.03.2009 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным, суд обязал инспекцию зарегистрировать общество "УралСтэйт". Кроме того, с инспекции взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 100 руб., а также расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 (судьи Осипова С.П., Мещерякова Т.И., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции отменено в части взыскания расходов по государственной пошлине по иску в сумме 100 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 12, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По мнению заявителя кассационной жалобы, регистрирующий орган правомерно на основании ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказал в государственной регистрации общества, поскольку установил несоответствие сведений, указанных в заявлении по форме Р11001, фактическому количеству видов экономической деятельности, перечисленных на листах "И". Неправильное, по мнению инспекции, заполнение формы заявления, а именно указание в нем недостоверных сведений, считается непредставлением заявления.
Как следует из материалов дела, Зонова К.В. 19.09.2008 обратилась в инспекцию с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации общества "УралСтэйт" при создании.
К заявлению по форме Р11001 были приложены решение единственного учредителя от 04.09.2008 N 1 о создании названного общества, Устав общества и документ об уплате госпошлины, что подтверждает соответствующая расписка регистрирующего органа.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией принято решение от 26.09.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица ввиду непредставления заявителем установленных ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов. В решении от 26.09.2008 инспекция сослалась на то, что в представленном заявлении по форме Р11001 в графе 9 "Количество видов экономической деятельности" указано количественное значение 40, тогда как в разделе "Сведения о видах экономической деятельности" фактически указано 39. При таких обстоятельствах заявление по форме Р11001 считается непредставленным ввиду указания в нем недостоверных сведений о количестве видов экономической деятельности.
Полагая, что данный отказ в государственной регистрации юридического лица не соответствует нормам действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя и признали решение инспекции об отказе в государственной регистрации общества недействительным, исходя из того, что допущенное несоответствие при указании количества видов деятельности в различных частях заявления, явившееся следствием повторного отражения в листе "И" заявления вида экономической деятельности "Аренда строительных машин и оборудования с оператором" по коду ОКВЭД 45.5 (на страницах 06 и 09), произошло вследствие технической ошибки и не свидетельствует о недостоверности содержащихся в заявлении сведений и не может расцениваться как отсутствие заявления.
Данные выводы судов противоречат положениям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности должны содержаться в Едином государственной реестре юридических лиц.
В соответствии со ст. 12 названного Федерального закона в заявлении подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленных учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации являются достоверными.
Представленное в регистрирующий орган заявление по форме Р11001 в разделе 9 страницы 02 содержит сведения о 40 видах экономической деятельности, указываемых на листах "И". При этом на листах "И" данного заявления (страницы с 06 по 09) - 39.
Следовательно, указание в заявлении на соответствие содержащихся в нем сведений установленным законодательством требованиям не соответствует действительности, а сведения о количестве видов экономической деятельности, указываемых по разделу 9 страницы 02 заявления, являются недостоверными.
Строки заявления, содержащие недостоверные сведения, считаются незаполненными, а заявление считается непредставленным.
Поскольку заявление содержит недостоверные сведения, следовательно, указанное заявление должно рассматриваться как поданное ненадлежащим образом.
Таким образом, инспекцией правомерно на основании ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателе" принято решение об отказе в государственной регистрации. Оснований для признания незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 26.09.2008 не имеется.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает, что заявление о государственной регистрации должно заполняться с соблюдением установленной формы. Несоблюдение формы должно влечь за собой неблагоприятные последствия для заявителя, так как подача заявления, оформленного в установленном порядке, является существенным условием государственной регистрации юридического лица.
Регистрирующий орган не наделен правом изменения сведений, включенных заявителем в заявление. У регистрирующего органа отсутствуют полномочия по устранению по собственной инициативе выявленных в заявлении противоречий. Действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность до вынесения решения по результатам рассмотрения заявления по извещению лица, обратившегося за регистрацией юридического лица, о причинах отказа в регистрации или выявленных противоречиях в поданных на регистрацию документах. При этом заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных в оформлении заявления несоответствий.
Таким образом, включение в Единый государственный реестр юридических лиц заведомо недостоверной информации об общем количестве видов экономической деятельности общества противоречит нормам Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
С учетом изложенного на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.03.2009 по делу N А60-91/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Зоновой Ксении Витальевны о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "УралСтэйт" от 26.09.2008 отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает, что заявление о государственной регистрации должно заполняться с соблюдением установленной формы. Несоблюдение формы должно влечь за собой неблагоприятные последствия для заявителя, так как подача заявления, оформленного в установленном порядке, является существенным условием государственной регистрации юридического лица.
Регистрирующий орган не наделен правом изменения сведений, включенных заявителем в заявление. У регистрирующего органа отсутствуют полномочия по устранению по собственной инициативе выявленных в заявлении противоречий. Действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность до вынесения решения по результатам рассмотрения заявления по извещению лица, обратившегося за регистрацией юридического лица, о причинах отказа в регистрации или выявленных противоречиях в поданных на регистрацию документах. При этом заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных в оформлении заявления несоответствий.
Таким образом, включение в Единый государственный реестр юридических лиц заведомо недостоверной информации об общем количестве видов экономической деятельности общества противоречит нормам Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2009 г. N Ф09-4448/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника