Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 июля 2009 г. N Ф09-3821/09-С4
Дело N А60-30326/2008-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2010 г. N Ф09-3821/09-С4 по делу N А60-30326/2008-СР
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Крюкова А.Н., судей Матанцева И.В., Кондратьевой Л.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" (далее - учреждение "Жилкомстрой") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2009 по делу N А60-30326/2008-С1 по иску общества с ограниченной ответственностью "БуланашКомплекс" (далее - общество "БуланашКомплекс") к учреждению "Жилкомстрой", муниципальному образованию "Артемовский городской округ" в лице главы муниципального образования о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество "БуланашКомплекс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к муниципальному образованию "Артемовский городской округ" в лице главы муниципального образования с иском о взыскании убытков в сумме 158591 руб. 88 коп. (с учетом уменьшения размера) на основании ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве второго ответчика судом привлечено учреждение "Жилкомстрой" как главный распорядитель бюджетных средств Артемовского городского округа.
Решением суда от 20.01.2009 (судья Бирюкова Л.А.) исковые требования удовлетворены. С учреждения "Жилкомстрой" в пользу общества "БуланашКомплекс" взысканы 158591 руб. 88 коп. При недостаточности денежных средств учреждения "Жилкомстрой" взыскание следует произвести с муниципального образования "Артемовский городской округ" за счет казны муниципального образования.
В порядке апелляционного производства решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение "Жилкомстрой" просит данное решение отменить, ссылаясь на отмену постановления Главы Артемовского городского округа, согласно которому учреждение "Жилкомстрой" является главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, заявитель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Главой Артемовского городского округа принято постановление от 04.05.2008 N 192 "Об утверждении порядка удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Артемовского городского округа на 2008 год", согласно п. 4 которого главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, является учреждение "Жилкомстрой". Средства на компенсацию расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения предприятиям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа, распределяются в соответствии утвержденным расчетом потребности средств на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг пропорционально средствам, выделенным из областного бюджета.
Постановлением Главы Артемовского городского округа от 14.08.2008 N 360 постановление от 04.05.2008 N 192 признано утратившим силу.
Постановлением Главы Артемовского городского округа от 03.10.2008 N 445 утвержден Порядок предоставления в 2008 году субсидий из местного бюджета на организацию тепло-, водоснабжения населения, водоотведения в связи с утверждением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с п. 5 данного постановления главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных для предоставления субсидий, является учреждение "Жилкомстрой".
В приложении N 1 к названному Порядку указан перечень организаций коммунального хозяйства, которым в 2008 году будут предоставляться субсидии на организацию тепло-, водоснабжения населения в связи с утверждением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, среди которых поименовано общество "БуланашКомплекс".
В период июль-август 2008 г. общество "БуланашКомплекс" оказывало населению поселка Буланаш коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению. Стоимость услуг составила 654415 руб. 20 коп. в июле и 652754 руб. 92 коп. - в августе 2008 г. Сумма расходов по оказанию услуг, исходя из установленных ставок платы за услуги составила 398410 руб. 06 коп. и 397430 руб. 18 коп. соответственно. Общая сумма выпадающих доходов составила 511329 руб. 88 коп.
Между учреждением "Жилкомстрой" и обществом "БуланашКомплекс" заключен договор от 08.10.2008 N 403ПУ, а также дополнительное соглашение к нему от 24.12.2008, предметом которого является предоставление учреждением обществу субсидий за счет средств местного бюджета на возмещение расходов из-за установления предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Решением Думы Артемовского городского округа от 25.12.2008 N 493 утвержден местный бюджет на 2009 г. Согласно приложению к данному решению учреждению "Жилкомстрой" на жилищно-коммунальное хозяйство выделены денежные средства, в том числе на компенсацию выпадающих доходов, всего в размере 19612 тыс. руб.
Платежным поручением от 26.12.2008 N 1255 на счет общества "БуланашКомплекс" перечислено 352738 руб.
Ссылаясь на неполное возмещение расходов общество "БуланашКомплекс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Взыскивая убытки в сумме 158591 руб. 88 коп. с учреждения "Жилкомстрой", суд исходил из обоснованности требований и непредставления доказательств отсутствия у муниципального учреждения денежных средств, указав при этом, что в случае недостаточности средств муниципального учреждения взыскание должно быть произведено с собственника его имущества на основании ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем судом неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены судебного акта.
Исковые требования общества "БуланашКомплекс" основаны на невыполнении муниципальным образованием "Артемовский городской округ" обязательств по компенсации расходов, связанных с утверждением постановлением Главы Артемовского городского округа предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Истец заявил требование о взыскании с муниципального образования убытков.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Следовательно, должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Однако сумма убытков взыскана судом с учреждения "Жилкомстрой".
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду следует устранить отмеченные недостатки, установить главного распорядителя бюджетных средств, который должен представлять муниципальное образование в рассматриваемых правоотношениях, и рассмотреть спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2009 по делу N А60-30326/2008-С1 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
...
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2009 г. N Ф09-3821/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника