Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 июля 2009 г. N Ф09-4616/09-С4
Дело N А76-23177/2008-51-591
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сердитовой Е.Н., судей Крюкова А.Н., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - Инспекция N 9 по Удмуртской Республике) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2008 по делу N А76-23177/2008-51-591 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Инспекция N 9 по Удмуртской Республике обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее - Инспекция по Советскому району г. Челябинска) от 25.07.2008 N 3273 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "АМИДАС" (далее - общество "АМИДАС").
Определением суда от 30.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Щербина Надежда Геннадьевна.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2008 (судья Забутырина Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 (судьи Серкова З.Н., Ершова С.Д., Матвеева С.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция N 9 по Удмуртской Республике просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно ст. 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5,8, 9, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Заявитель указывает на то, что учредительные документы (устав общества "АМИДАС") не соответствуют требованиям действующего законодательства в части достоверности предоставления сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и не могут считаться представленными; регистрирующий орган обязан проверить требования закона при принятии решения, являющегося основанием для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и сведения о юридическом лице в едином государственном реестре юридических лиц.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц общество "АМИДАС" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.02.2006 Инспекцией по Советскому району г. Челябинска за ОГРН 1067451010110. В связи с выходом из состава общества "АМИДАС" его участника Акишина Ф.Б. и принятием в состав данного общества Щербиной Н.Г., назначенной на должность директора, в устав общества "АМИДАС" внесены изменения, согласно которым участником названного общества является Щербина Н.Г и местом нахождения указанного общества является Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ленина, д. 4а.
Обществом "АМИДАС" 18.07.2008 в Инспекцию по Советскому району г. Челябинска представлены документы для государственной регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе заявление по форме N Р13001, решение участника общества "АМИДАС" Акишина Ф.Б. N 2 от 17.07.2008, изменения N 1 к учредительным документам общества "АМИДАС" от 17.07.2008.
Рассмотрев представленные документы, Инспекция по Советскому району г. Челябинска приняла решение от 25.07.2008 N 3273 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. В связи с изменением места нахождения общества "АМИДАС" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о передаче регистрационного дела указанного общества в Инспекцию N 9 по Удмуртской Республике. Необходимые документы направлены в Инспекцию N 9 по Удмуртской Республике, которой 04.09.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об учете юридического лица в налоговом органе.
Инспекцией N 9 по Удмуртской Республике была проведена проверка данных о юридическом адресе, указанном в учредительных документах, в результате которой установлено, что по адресу: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ленина, д. 4а общество "АМИДАС" не находится.
Ссылаясь на то, что решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, принято Инспекцией по Советскому району г. Челябинска на основании документов, содержащих недостоверную информацию, что противоречит требованиям закона и нарушает экономические права неопределенного круга лиц и публичные интересы Российской Федерации, Инспекция N 9 по Удмуртской Республике обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно подп. "а", "б" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявителем в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доказательств наличия у регистрирующего органа на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом "АМИДАС" на регистрацию документах, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судами сделаны правомерные выводы об отсутствии у Инспекции по Советскому району г. Челябинска оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных в настоящем деле.
Довод заявителя кассационной жалобы об обязанности регистрирующего органа проверять соблюдение требований закона при принятии решения, являющегося основанием для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц, рассмотрен судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен в связи с тем, что Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязанность по предоставлению достоверных сведений возложена на заявителя (п. 2 ст. 17, ст. 25 названного Закона).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции от 29.12.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.03.2009 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2008 по делу N А76-23177/2008-51-591 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявителем в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
...
Довод заявителя кассационной жалобы об обязанности регистрирующего органа проверять соблюдение требований закона при принятии решения, являющегося основанием для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц, рассмотрен судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен в связи с тем, что Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязанность по предоставлению достоверных сведений возложена на заявителя (п. 2 ст. 17, ст. 25 названного Закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2009 г. N Ф09-4616/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника