Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 июля 2009 г. N Ф09-4535/09-С4
Дело N А50-12136/2008
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2009 г. N Ф09-4535/09-С4
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2009 г. N 17АП-2099/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Матанцева И.В., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2009 по делу N А50-12136/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по тому же делу о признании общества с ограниченной ответственностью "Транслайн" несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы Кропотова Т.В. (доверенность от 13.01.2009).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Пермского края обратилась Федеральная налоговая служба с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Транслайн" (далее - должник) несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 14.10.2008 в отношении должника введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Коровников И.В.
Определением суда от 16.02.2009 производство по делу прекращено в связи с отсутствием у должника имущества, достаточного для погашения судебных расходов по делу о банкротстве.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 определение суда оставлено без изменения.
Федеральная налоговая служба не согласна с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить. По мнению заявителя жалобы, суд при рассмотрении дела не применил норму, подлежащую применению - п. 3 ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Федеральной налоговой службы в суд с заявлением о признании должника банкротом послужило наличие у должника не погашенной в течение более трех месяцев задолженности по обязательным платежам.
По итогам проведения процедуры наблюдения временным управляющим должника установлены следующие обстоятельства: органы управления и имущество должника, по месту нахождения, указанному в учредительных документах, отсутствуют; должник не осуществляет производственной деятельности; установление наличия имущества, которое возможно реализовать в целях удовлетворения требований кредиторов должника, невозможно вследствие отсутствия документов бухгалтерского учета и отчетности.
На основании принятого первым собранием кредиторов должника решения временный управляющий обратился в суд с ходатайством о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из того, что Федеральной налоговой службой, являющейся заявителем по делу о банкротстве, не представлено доказательств вероятности обнаружения имущества должника, а также наличия средств для финансирования процедуры банкротства.
Данный вывод суда является верным, основанным на материалах дела и правильном применении норм материального права.
В силу п. 2 ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
Доказательства финансирования уполномоченным органом не представлены.
Согласно п. 61 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств финансирования производство по делу подлежит прекращению.
Кроме того, в соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу ст. 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями п. 1 и 3 ст. 59 Закона о банкротстве и ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный орган должен представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
При непредставлении таких доказательств заявление подлежит возврату на основании п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 указанного постановления N 67, если после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом установлено, что имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные положения подлежат применению и в том случае, если в ходе рассмотрения возбужденного по общим правилам Закона о банкротстве дела о банкротстве уполномоченным органом заявлено ходатайство о признании должника банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам, уполномоченным органом не представлено.
Судом обоснованно сделан вывод об отсутствии доказательств вероятности обнаружения имущества должника, за счет которого возможно погашение полностью или частично задолженности по обязательным платежам, а также судебных расходов по делу о банкротстве, вследствие чего правомерно прекратил производство по делу.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что суду следовало применить положения п. 3 ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", в силу которого в случае обнаружения признаков отсутствующего должника при введении наблюдения временный управляющий обязан подать в суд заявление о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось 31.12.2008. В соответствии с п. 2 ст. 4 названного закона к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу указанного закона, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" процедура наблюдения завершается вынесением судом одного из следующих судебных актов: определения о введении финансового оздоровления или внешнего управления, решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве. Поскольку судом не выносился ни один из перечисленных судебных актов, свидетельствующих о завершении применяемой к должнику процедуры банкротства, у суда отсутствовали основания для применения положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, независимо от того, какая редакция ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяется судом, подлежит применению Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2009 по делу N А50-12136/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по тому же оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" процедура наблюдения завершается вынесением судом одного из следующих судебных актов: определения о введении финансового оздоровления или внешнего управления, решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве. Поскольку судом не выносился ни один из перечисленных судебных актов, свидетельствующих о завершении применяемой к должнику процедуры банкротства, у суда отсутствовали основания для применения положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, независимо от того, какая редакция ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяется судом, подлежит применению Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2009 г. N Ф09-4535/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника