Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 июля 2009 г. N Ф09-4633/09-С1
Дело N А47-9862/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П. судей Поротниковой Е.А., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного Оренбургской области от 09.02.2009 по делу N А47-9862/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ВИП Авто Оренбург" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 25.12.2008 N 272 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде штрафа в сумме 30000 руб. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.02.2009 (судья Малышева И.А.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон). Инспекция указывает на наличие события вменяемого обществу административного правонарушения, поскольку материалами дела подтверждается факт осуществления обществом наличных денежных расчетов 30.01.2008 при реализации масляных фильтров на общую сумму 1200 руб.
Как следует из материалов дела, в период с 03.12.2008 по 19.12.2008 инспекцией на основании поручения от 24.11.2008 N 001670 проведена проверка по вопросам соблюдения требований, установленных Законом и полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу общества наличных денежных средств, полученных при осуществлении наличных денежных средств за период с 01.01.2008 по 31.10.2008, о чем составлен акт проверки от 19.12.2008 N 18-13/48203.
В ходе проверки инспекцией установлен факт расхождения данных выручки бухгалтерского учета (кассовой книги, приходных кассовых ордеров) по сравнению с выручкой фискальных отчетов. В соответствии с данными бухгалтерского учета в кассу общества приходными кассовыми ордерами от 30.10.2008 N va 003974 - va 003978, N va 003980 - va 003988, N va 003990 - va 004006 оприходованы 30.10.2008 наличные денежные средства, полученные за реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг, в размере 1852662 руб.
Сумма выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) за 30.10.2008, согласно фискальному отчету составила 1851462 руб. 00 коп.
Расхождение составила сумма 1200 рублей.
Таким образом в кассу общества оприходовано на 1200 рублей больше, чем пробито по ККТ, на основании чего налоговым органом был сделан вывод о том, что 30.10.2008 кассиром Завадской О.В. наличные денежные средства в размере 1 200 рублей были получены от покупателя, оформлен приходный кассовый ордер N va 003993 от 30.10.2008, который был занесен в кассовую книгу, но на данную сумму ККТ не была применена.
Тем самым, по мнению инспекции обществом нарушены ст. 2 Закона, п. 1 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2008 N 000267, на основании которого вынесено постановление от 25.12.2008 N 272 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, в частности, наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2 Закона на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ.
Согласно ст. 5 Закона организации применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Правильно применив указанные нормы права, а также исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в совокупности, суды установили, что 30.10.2008 покупателем Сираевым А.Р. у общества были приобретены 20 шт. масляных фильтров viva, цена 80 руб. на общую сумму 1600 руб., в связи с чем ему был выписан товарный чек от 30.10.2008 N 00677, оформлен приходный кассовый ордер от 30.10.2008 N va 003982 и выдан кассовый чек на сумму 1600 руб. и пришли к выводу о подтверждении материалами дела факта реализации товара за наличный расчет на общую сумму 1600 руб. 00 коп. с применением ККТ и последующей выдачей чека ККТ.
Судами также установлено, что покупателю приобретенный товар подошел не полностью, в связи с чем им был произведен обмен масляных фильтров в количестве 15 шт. на сумму 1200 руб. на другие масляные фильтры в том же количестве и по той же цене, но при этом обществом были оформлены документы, применяемые для операций по возврату и реализации товаров, а именно: накладная возврата (от покупателя) от 30.10.2008 N 32 на общую сумму 1200 руб., расходный кассовый ордер N va 000996 от 30.10.2008 на сумму 1200 руб., приходный кассовый ордер N va 003993 от 30.10.2008 на сумму 1 200 руб. и товарный чек N 00681 от 30.10.2008 на сумму 1200 руб., соответствующую сумме расхождений между показателями фискального отчета ККТ за 30.10.2008 и данных выручки бухгалтерского учета (кассовой книги).
Из представленной инспекцией копии фискального отчета ККМ модели АМС-110К, заводской N 37400591 от 30.10.2008 следует, что по ККТ не были пробиты ни возврат покупки на сумму 1200 рублей, ни последующая ее реализация на ту же сумму.
Вместе с тем, на основании ст. 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ч. 1 ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечисленных выше документов и свидетельских показаний судами установлено, что в рассматриваемом случае был произведен обмен одного товара на другой без проведения наличных денежных расчетов.
Доказательств обратного инспекцией в материалы дела не представлено.
Из указанного следует, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для повторного применения обществом ККТ.
При таких обстоятельствах вывод судов о недоказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса, является обоснованным.
Вывод судов соответствует нормам действующего законодательства, а также установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного Оренбургской области от 09.02.2009 по делу N А47-9862/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленной инспекцией копии фискального отчета ККМ модели АМС-110К, заводской N 37400591 от 30.10.2008 следует, что по ККТ не были пробиты ни возврат покупки на сумму 1200 рублей, ни последующая ее реализация на ту же сумму.
Вместе с тем, на основании ст. 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ч. 1 ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечисленных выше документов и свидетельских показаний судами установлено, что в рассматриваемом случае был произведен обмен одного товара на другой без проведения наличных денежных расчетов.
Доказательств обратного инспекцией в материалы дела не представлено.
Из указанного следует, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для повторного применения обществом ККТ.
При таких обстоятельствах вывод судов о недоказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса, является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2009 г. N Ф09-4633/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника