Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 июля 2010 г. N А60-16628/2010-С6
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 22 июля 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Окуловского Андрея Ивановича, Спасенова Ивана Леонидовича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Центр технического обслуживания"
о признании недействительным ненормативного акта
При участии в судебном заседании:
От заявителей: А.В.Лившиц, представитель по доверенности от 16.06.2010, удостоверение; Е.Б.Бабичева, представитель по доверенностям от 16.06.2010, паспорт;
От заинтересованного лица: не присутствовал, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда; поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя инспекции. Дело рассматривается в отсутствие представителя налогового органа.
От третьего лица: А.В.Лившиц, представитель по доверенности от 16.06.2010, удостоверение; Е.Б.Бабичева, представитель по доверенностям от 16.06.2010, паспорт;
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.
Представителям участвующих в деле лиц разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвод судье не заявлен.
Окуловский Андрей Иванович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области о признании недействительными решения об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме Р 14001 ООО "Центр технического обслуживания") от 20.04.2010, решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (по форме Р 13001 ООО "Центр технического обслуживания") от 20.04.2010 и просил обязать зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ по представленному заявлению по форме Р 14001 и изменения, вносимые в учредительные документы по представленному заявлению по форме Р 13001, поданные ООО "Центр технического обслуживания".
Определением от 30.06.2010 на основании заявления о вступлении в дело в качестве соистца в соответствии со ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соистцом по настоящему делу признан Спасенов Иван Леонидович.
Заявители считают, что оснований для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице не имелось. Заявление по форме Р13001 было подписано уполномоченным лицом (руководителем общества); заявление по форме Р 14001 также было представлено, оснований считать его непредставленным у налогового органа не имелось.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:
14.04.2010 в межрайонною инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области поступили заявление по форме Р 13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Центр технического обслуживания", и заявление по форме Р 14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
По результатам рассмотрения заявлений регистрирующий орган принял решение N 1785а от 20.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (по форме Р 13001) и решение N 1784а от 20.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме Р 14001).
Полагая, что вышеназванные решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Основанием для принятия регистрирующим органом решения N 1785а от 20.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, явилось нарушение подпункта "д" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а именно: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (по форме Р 13001) подписано неуполномоченным лицом (сведения об Окуловском Андрее Ивановиче, как о руководителе постоянно действующего исполнительного органа ООО "Центр технического обслуживания" в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, в связи с чем заявление считается не представленным).
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1.3 ст. 9 вышеназванного Закона при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, с заявлением в налоговый орган от имени общества в качестве руководителя постоянно действующего исполнительного органа, обратился Окуловский Андрей Иванович.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания участников общества относится, в том числе образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п.п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (п. 4 ст. 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Таким образом, в силу положений ст. 33, 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" полномочия исполнительного органа общества (директора) возникают с момента избрания. Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Заявителем в регистрирующий орган вместе с заявлением формы Р 13001 представлен протокол N 1 общего собрания участников ООО "Центр технического обслуживания" от 12.04.2010, что следует из расписки от 14.04.2010. В соответствии с протоколом N 1 от 12.04.2010 общего собрания участников ООО "Центр технического обслуживания" обязанности директора общества возложены на Окуловского Андрея Ивановича.
Поскольку полномочия исполнительного органа возникают с момента избрания, а не с момента внесения сведений в государственный реестр, единоличным исполнительным органом общества на момент подачи заявления является вновь избранный директор.
На момент подачи 14.04.2010 заявления в регистрирующий орган общим собранием участников ООО "Центр технического обслуживания" обязанности директора были возложены на Окуловского Андрея Ивановича (протокол N 1 от 12.04.2010).
При таких обстоятельствах оснований полагать, что с заявлением в регистрирующий орган обратилось не уполномоченное лицо, не имеется.
Исходя из изложенного обоснованность вынесения решения N 1785а от 20.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (по форме Р 13001), заинтересованным лицом не подтверждена.
Основанием принятия регистрирующим органом решения N 1784а от 20.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, явился вывод о нарушении подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а именно: среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма Р 14001) (сведения о долях в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащих обществу, указываются в листе Л заявления. Лист В заполняется в случае изменений сведений об участнике - юридическом лице. В заявлении не соблюдено вышеуказанное требование, в связи с чем заявление считается не представленным).
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников общества может принять решение об увеличении его уставного капитала на основании заявления участника общества (заявлений участников общества) о внесении дополнительного вклада и (или), если это не запрещено уставом общества, заявления третьего лица (заявлений третьих лиц) о принятии его в общество и внесении вклада. Такое решение принимается всеми участниками общества единогласно.
Одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления третьего лица или заявлений третьих лиц о принятии его или их в общество и внесении вклада должны быть приняты решения о принятии его или их в общество, о внесении в устав общества изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, об определении номинальной стоимости и размера доли или долей третьего лица или третьих лиц, а также об изменении размеров долей участников общества. Такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно. Номинальная стоимость доли, приобретаемой каждым третьим лицом, принимаемым в общество, не должна быть больше стоимости его вклада. Заявление о государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений в уставе общества должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества. В заявлении подтверждается внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами. В течение трех лет с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества участники общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере стоимости невнесенных дополнительных вкладов. Указанное заявление и иные документы для государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, принятием третьих лиц в общество, определением номинальной стоимости и размера их долей и в случае необходимости с изменением размеров долей участников общества, а также документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества в соответствии с пунктом 1 ст. 19 либо внесения дополнительных вкладов участниками общества или третьими лицами на основании их заявлений. Для третьих лиц такие изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации. ( п. 2.1. ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Как следует из материалов регистрационного дела, с заявлением по форме Р 14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице обществом были представлены протокол N 2 общего собрания участников ООО "Центр технического обслуживания" от 25.03.2010 об увеличении уставного капитала до 20000 руб. за счет дополнительного денежного вклада третьего лица Окуловского Андрея Ивановича, протокол N 3 общего собрания участников ООО "Центр технического обслуживания" от 31.03.2010 об утверждении итогов внесения дополнительного вклада в размере 10000 руб. в уставной капитал и о распределении размера и номинальной стоимости долей участников в уставном капитале, протокол N 1 от 12.04.2010 общего собрания участников ООО "Центр технического обслуживания" о возложении обязанностей директора общества на Окуловского Андрея Ивановича.
Согласно протоколу N 3 от 31.03.2010 Окуловский А.И. внес дополнительный вклад в уставный капитал общества денежными средствами в размере 10000 руб., в результате чего номинальная стоимость долей участников в уставном капитале общества распределилась следующим образом: Окуловский Андрей Иванович- размер доли 50% уставного капитала общества, номинальная стоимость доли 10000 руб., Спасенов Иван Леонидович- размер доли 20% уставного капитала общества, номинальная стоимость доли 4000 руб., Общество с ограниченной ответственностью "Центр технического обслуживания"- размер доли 30% уставного капитала общества, номинальная стоимость доли 6000 руб. В соответствии с протоколом N 1 от 12.04.2010 общего собрания общества всеми участниками общества единогласно утверждена новая редакция устава в связи с увеличением уставного капитала до 20000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в регистрирующий орган о регистрации изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, принятием третьего лица в общество, необходимостью изменения размеров долей участников общества. В материалах регистрационного дела имеется приходный кассовый ордер N 02 от 25.03.2010, подтверждающий внесение в полном объеме дополнительного вклада Окуловским А.И.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что заявление по форме Р 14001 не было представлено, не имеется. Непредставлением может считаться подача заявления, содержащего недостоверную информацию, что в данном случае места не имело. Заполнение не того листа Приложения к заявлению (не в соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, являющихся приложением к Приказу ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@) не может приравниваться к непредставлению заявления.
Учитывая изложенное, оснований для вынесения решения N 1784 а от 20.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по мотиву непредставления заявления на основании подпункта "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, не имелось.
Заявленные Окуловским А.И., Спасеновым И.Л. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявленные Окуловским Андреем Ивановичем, Спасеновым Иваном Леонидовичем требования удовлетворить.
Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области N 1784 а от 20.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Центр технического обслуживания" (по форме Р 14001).
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ по представленному заявлению по форме Р 14001.
Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области N 1785 а от 20.04.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Центр технического обслуживания" (по форме Р 13001).
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы по представленному заявлению по форме Р 13001.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области в пользу Окуловского Андрея Ивановича (адрес г.Екатеринбург, ул.Малышева 4-16) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 400 (четыреста) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда "http://17aas.arbitr.ru/" или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2010 г. N А60-16628/2010-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника