Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 июля 2009 г. N Ф09-4966/09-С6
Дело N А47-7204/2008
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Купреенкова В.А., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - общество "Вымпел") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.02.2009 по делу N А47-7204/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Валера" (далее - общество "Валера) - Епанешников А.С. (доверенность от 06.06.2009).
Общество "Вымпел" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Комитету по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга (далее - комитет) о признании незаконными действий комитета по согласованию проекта (разбивочного плана) застройки 13а микрорайона Северного жилого района г. Оренбурга в части согласования строительства 13-и этажного жилого дома (строительныйN 15), подземной автостоянки на 54 машиноместа (строительный N 21), 17-и этажного жилого дома (строительный N 14), 13-и этажного жилого дома (строительный N 19).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество "Валера", открытое акционерное общество "Финансово-строительный концерн" (далее - общество "ФСК").
Определением суда от 24.10.2008 произведена замена ненадлежащего ответчика - Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга на надлежащего - администрацию г. Оренбурга в лице Комитета по градостроительству и архитектуре.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.02.2009 (судья Чердинцева Г.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Вымпел" просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами раздела 3.2.3 Инструкции "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150. Заявитель указывает на то, что согласно названной инструкции утвержденный проект застройки является основой для осуществления застройки территорий поселений; строительство жилых домов, расположенных в непосредственной близости от земельного участка общества "Вымпел", ведется обществом "Валера" на основании проекта застройки. Общество "Вымпел" полагает, что проектом застройки не предусмотрено сохранение его права собственности на земельный участок, в связи с чем считает необоснованным вывод судов о том, что оспариваемый проект застройки не является основанием для строительных работ, влекущих ограничение прав заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Валера" просит оставить судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением главы г. Оренбурга от 05.10.2001 N 3716-р обществу "ФСК" разрешено проектирование жилой застройки 13а микрорайона Северного жилого района г. Оренбурга.
Комитетом 19.12.2001 выдано архитектурно-планировочное задание на разработку эскизного проекта застройки 13а микрорайона Северного жилого района г. Оренбурга.
Распоряжением главы г. Оренбурга от 02.09.2005 N 4951-р утвержден акт выбора земельного участка от 08.07.2005 N 1/57 для разработки проекта застройки 13а микрорайона Северного жилого района г. Оренбурга.
В указанном микрорайоне обществу "Вымпел" на праве собственности принадлежит автомобильная стоянка и занимаемый ею земельный участок.
Комитетом 08.11.2007 согласован разбивочный план застройки 13а микрорайона Северного жилого района г. Оренбурга, согласно которому на месте автомобильной стоянки принадлежащей заявителю, и в непосредственной близости от нее, предусмотрено строительство жилых домов и подземной автостоянки.
Общество "ФСК" 14.04.2008 направило обществу "Вымпел" письмо N 74, согласно которому оно просит согласовать проект инженерных сетей застройки 13а микрорайона СВЖР г. Оренбурга, проходящих рядом с территорией стоянки, с учетом электрического кабеля питающего стоянку.
Общество "Вымпел", полагая, что действиями комитета по согласованию разбивочного плана, нарушаются его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В соответствии со ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения осуществляется, в том числе путем подготовки документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов и осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 1, 2, 5 ст. 41 названного Кодекса).
В силу ч. 1, 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии с разделом 3.2.3 инструкции "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150 также предусмотрена разработка проекта застройки для территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений в границах установленных красных линий или границах земельных участков. Утвержденный проект застройки является основой для осуществления застройки территорий поселений, разработки проектной документации отдельных зданий и сооружений; выноса в натуру (на местность) линий регулирования застройки и границ земельных участков, а также установления публичных сервитутов (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов застройки), выдачи кадастровых карт (планов) земельного участка, формирования объектов недвижимости (разработка инвестиционно-строительных паспортов объектов недвижимости).
Названная инструкция действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
С учетом изложенных норм суды пришли к правомерному выводу о том, что согласованный разбивочный план не является юридически значимым документом, позволяющим третьим лицам ограничивать заявителя в правах собственника автомобильной стоянки и земельного участка, и не служит основанием для начала строительных работ.
Кроме того, судами установлено, что соблюдение интересов собственника подтверждается письмом общества "ФСК" от 14.04.2008 N 74, в котором оно просит согласовать заявителя проект инженерных сетей застройки 13а микрорайона СВЖР г. Оренбурга проходящих рядом с территорией стоянки, с учетом электрического кабеля питающего стоянку.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом баланса публичных и частных интересов, указали на то, что наличие у заявителя в собственности объекта недвижимости, само по себе не может являться обстоятельством, препятствующим градостроительному развитию данной территории, равно как наличие подобного перспективного плана застройки не является юридическим либо фактическим основанием для каких-либо ограничений собственника в правах владения, пользования либо распоряжения, принадлежащим ему имуществом.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что утверждение проекта застройки не нарушает прав и охраняемых интересов заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.02.2009 по делу N А47-7204/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разделом 3.2.3 инструкции "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150 также предусмотрена разработка проекта застройки для территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений в границах установленных красных линий или границах земельных участков. Утвержденный проект застройки является основой для осуществления застройки территорий поселений, разработки проектной документации отдельных зданий и сооружений; выноса в натуру (на местность) линий регулирования застройки и границ земельных участков, а также установления публичных сервитутов (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов застройки), выдачи кадастровых карт (планов) земельного участка, формирования объектов недвижимости (разработка инвестиционно-строительных паспортов объектов недвижимости).
Названная инструкция действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.02.2009 по делу N А47-7204/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июля 2009 г. N Ф09-4966/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника