Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 июля 2009 г. N Ф09-4837/09-С1
Дело N А60-39353/2008-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Уральский региональный союз землеустроителей" (далее - НП СО "Уралземсоюз", партнерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2009 по делу N А60-39353/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
НП СО "Уралземсоюз" - Сухоруков А.В. (доверенность 25.11.2008 б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Оазис" (далее - ООО "Оазис") - Сухоруков А.В. (доверенность 25.11.2008 б/н);
муниципального учреждения "Кадастровое бюро" (далее - МУ "Кадастровое бюро") - Сухоруков А.В. (доверенность 25.11.2008 б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Геоид" (далее - ООО "Геоид") - Сухоруков А.В. (доверенность 25.11.2008 б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Линия" (далее - ООО "Линия") - Сухоруков А.В. (доверенность 25.11.2008 б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Кадастр" (далее - ООО "Кадастр") - Сухоруков А.В. (доверенность 25.11.2008 б/н);
региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) - Нагибин С.Г. (доверенность от 11.01.2009 N 02-18/13), Амцис М.В. (доверенность от 11.01.2009 N 02-18/17).
НП СО "Уралземсоюз", ООО "Оазис", МУ "Кадастровое бюро", ООО "Геоид", ООО "Линия" и ООО "Кадастр" совместно обратились в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий РЭК Свердловской области, выраженных в отказе принять к рассмотрению Обращение, основанное на расчетах, выполненных в соответствии со Сборником цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель (далее - Сборник цен), утвержденным приказом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 28.12.1995 N 70.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2009 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009 (судьи Усцов Л.А., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, НП СО "Уралземсоюз" просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что НП СО "Уралземсоюз" при подаче заявления действовало в интересах организаций, являющихся его членами. Сборник цен не нуждался в процедурах официального опубликования и государственной регистрации. По мнению заявителя, этот документ является нормативным правовым актом в силу своего характера.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Оазис", МУ "Кадастровое бюро", ООО "Геоид", ООО "Линия" и ООО "Кадастр" осуществляют деятельность по проведению территориального землеустройства, в том числе землеустроительные работы в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства, индивидуального гаражного и (или) индивидуального жилищного строительства, цены на которые подлежат государственному регулированию.
Предельные максимальные тарифы на услуги по проведению межевания вышеуказанных земельных участков, применяемые землеустроительными организациями в своей деятельности, установлены постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2006 N 169-ПК (в редакции постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2007 N 167-ПК) и составляют 3000 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость) и 2543 руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
ООО "Оазис", МУ "Кадастровое бюро", ООО "Геоид", ООО "Линия" и ООО "Кадастр" являются членами НП СО "Уралземсоюз", которое в связи с жалобами ее членов на экономическую необоснованность установленных тарифов, от своего имени 06.10.2008 обратилось в РЭК Свердловской области с Обращением о пересмотре предельного максимального тарифа на работы по проведению межевания земельных участков.
В своем Обращении НП СО "Уралземсоюз", ссылаясь на то, что предельный максимальный тариф подлежит корректировке с учетом фактического изменения состава работ и трудозатратности работ, указывает на необходимость увеличения предельного максимального тарифа на проведение работ по межеванию, приняв базовый тариф в размере 12369 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость в размере 1887 руб.). При этом расчет предлагаемого тарифа был произведен заявителем на основании Сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель, утвержденного приказом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 28.12.1995 N 70.
Письмом от 27.10.2008 РЭК Свердловской области сообщила заявителю, что до настоящего времени предложения о пересмотре предельных максимальных тарифов с экономически обоснованными и документально подтвержденными расчетами к ней не поступали; расчет, выполненный на основе Сборника цен Роскомзема, превышает фактический уровень затрат в связи с применением современных методов и технологий; для пересмотра предельного тарифа необходимо представить экономически обоснованные и документально подтвержденные данные по организациям, входящим в состав НП СО "Уралземсоюз".
Считая, что данным письмом РЭК Свердловской области фактически отказала в рассмотрении Обращения НП СО "Уралземсоюз" совместно с ООО "Оазис", МУ "Кадастровое бюро", ООО "Геоид", ООО "Линия" и ООО "Кадастр" обратились в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных действий комиссии.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод об отсутствии в оспариваемых действиях РЭК Свердловской области нарушений закона, либо нарушений прав и законных интересов заявителей, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствует закону и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, однако в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. При этом основным методом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Статьей 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" определено, что на период времени до 01.01.2010 субъектами Российской Федерации могут устанавливаться предельно максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 03.11.2006 N 934-ПП, утвердившим План мероприятий по реализации Федерального закона N 93-ФЗ, на территории Свердловской области запланировано введение государственного регулирования в отношении предельных максимальных цен на указанные работы.
В силу подп. 35-9 п. 10 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного указом губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ, полномочия на установление предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства переданы в исключительное ведение РЭК Свердловской области.
Постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2006 N 169-ПК "Об утверждении предельных максимальных тарифов на услуги по проведению межевания земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства" утверждены соответствующие тарифы.
Таким образом, в настоящее время в предусмотренном законом порядке на указанные работы установлены предельно максимальные цены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, НП СО "Уралземсоюз", обращаясь в РЭК Свердловской области с Обращением, в котором указывает на необходимость увеличения предельных максимальных тарифов на спорные виды работ, документы, обосновывающие увеличение таких цен (тарифов), в том числе определяющие состав расходов организаций, осуществляющих данный вид деятельности (для установления предельных максимальных тарифов), либо состав расходов по регулируемым видам деятельности отдельных организаций (для установления индивидуальных тарифов) не представило.
Содержащийся в Обращении НП СО "Уралземсоюз" расчет, основанный, по утверждению заявителей, на Сборнике цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель, также не подтвержден какими-либо документами, показывающими фактическое или безусловное несение таких затрат, а также необходимость этих затрат для выполнения работ.
При названных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что предлагаемый заявителями тариф не может быть признан экономически обоснованным, в связи с чем у РЭК Свердловской области отсутствовали основания для совершения действий по изменению тарифов на данные работы, о чем и было сообщено НП СО "Уралземсоюз" в письме от 27.10.2008.
Нарушений закона, а также прав и законных интересов заявителей в действиях РЭК Свердловской области не содержится.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2009 по делу N А60-39353/2008-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Уральский региональный союз землеустроителей" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 03.11.2006 N 934-ПП, утвердившим План мероприятий по реализации Федерального закона N 93-ФЗ, на территории Свердловской области запланировано введение государственного регулирования в отношении предельных максимальных цен на указанные работы.
В силу подп. 35-9 п. 10 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного указом губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ, полномочия на установление предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства переданы в исключительное ведение РЭК Свердловской области.
Постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2006 N 169-ПК "Об утверждении предельных максимальных тарифов на услуги по проведению межевания земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства" утверждены соответствующие тарифы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2009 г. N Ф09-4837/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника