Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 июля 2009 г. N Ф09-4993/09-С6
Дело А71-12112/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Кизнерский район" Удмуртской Республики (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.03.2009 по делу N А71-12112/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Кизнерское многоотраслевое производственное предприятие ЖКХ Кизнерского района Удмуртской Республики" (далее - предприятие "Кизнерское МПП ЖКХ") - Бехтольд Н.В. (доверенность от 01.11.2008).
Конкурсный управляющий предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к администрации, муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Кизнерского района" (далее - предприятие "ЖКХ Кизнерского района") и муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные системы Кизнерского района" (далее - предприятие "Коммунальные системы Кизнерского района") о признании ничтожной сделки, совершенной администрацией на основании постановления от 15.08.2007 N 376а, об изъятии из хозяйственного ведения предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" муниципального имущества остаточной стоимостью 13300029,96 руб. (согласно приложению N 1 к постановлению) и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания администрации передать ему изъятое имущество из муниципальной казны (с учетом уточнения исковых требований, сделанных в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1, л.д. 79).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.03.2009 (судья Кудрявцев М.Н.) заявленные требования удовлетворены, совершенная администрацией на основании постановления от 15.08.2007 N 376а сделка по изъятию из хозяйственного ведения предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" муниципального имущества остаточной стоимостью 13300029,96 руб. согласно перечню, приведенному в приложении N 1 к постановлению, признана недействительной как не соответствующая требованиям ст. 235, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 12, 13, 15, 128 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". На администрацию возложена обязанность возвратить указанное в приложении N 1 к постановлению от 15.08.2007 N 376а имущество предприятию "Кизнерское МПП ЖКХ".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо статьи 128 имеется в виду статья 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 (судьи Ясикова Е.Ю., Савельева Н.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда изменено в части, в резолютивной части перечислено имущество, указанное в приложении N 1 к постановлению от 15.08.2007, которое администрация должна возвратить предприятию "Кизнерское МПП ЖКХ" (с указанием 181 наименования основных средств, а также единицы измерения, количества, первоначальной стоимости, износа и остаточной стоимости подлежащего передаче имущества).
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрации просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении требований о признании сделки по изъятию имущества недействительной отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 113, 114, 131, 294, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 14, 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), ст. 49, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельства и имеющимся в материалах дела доказательствам. Как полагает заявитель, сделка по изъятию имущества на основании постановления администрации от 15.08.2007 N 376а не подпадает под определение сделки как таковой. Фактически конкурсным управляющим предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуется постановление от 15.08.2007 N 376а, которое, по мнению заявителя, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов названного предприятия. Заявитель также полагает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно отклонили его ходатайство о пропуске 3-месячного срока на обжалование ненормативного акта. Кроме того, администрация не согласна с выводами судов о ничтожности сделки. Заявитель полагает, что спорное имущество правомерно изъято собственником на основании соответствующего заявления предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ", поскольку оно не использовалось в уставной деятельности данного предприятия. Администрация также ссылается на то, что изъятие имущества не привело к банкротству предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ".
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно уставу предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" (утвержден и зарегистрирован главой администрации Кизнерского района 05.03.1999; т. 1 л.д. 54-60) предприятие имеет своей целью контроль и регулирование развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства на территории района и районного центра, обеспечение устойчивого функционирования отрасли на данной территории в вопросах эксплуатации жилищного фонда, отопительных котельных, тепловых, электрических, водопроводных и канализационных сетей, производство ремонтно-строительных и благоустроительных работ (п. 2.1 Устава). Имущество данного предприятия находится в муниципальной собственности администрации Кизнерского района и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого имущества, закрепленного за ним собственником (п. 1.5 Устава).
Между администрацией и предприятием "Кизнерское MПП ЖКХ" 03.05.2000 заключен договор N 20 о закреплении муниципального имущества на права хозяйственного ведения (т. 1, л.д. 53).
Главой администрации 15.08.2007 издано постановление N 376а "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП "Кизнерское МПП ЖКХ" (т. 1, л.д. 16), которым предписано изъять из хозяйственного ведения предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" муниципальное имущество согласно перечню, приведенному в приложении 1 к постановлению (т. 1 л.д. 17-21). Остаточная стоимость изымаемого имущества по состоянию на 15.08.2007 составляет 13300029,96 руб. Как следует из п. 2 постановления, имущество, указанное в п. 1 данного постановления, определено передать в казну муниципального образования "Кизнерский район".
Согласно п. 3 постановления от 15.08.2007 N 376а имущество остаточной стоимостью 13284490,09 руб. (по состоянию на 15.08.2007), указанное в приложении N 2 к данному постановлению, подлежит передаче в пользование на праве аренды предприятию "ЖКХ Кизнерского района" (т. 1, л.д. 22-26).
Имущество, остаточная стоимость которого по состоянию на 15.08.2007 составляет 15539,87 руб., подлежит передаче в безвозмездное пользование муниципальному образованию МО "Кизнерское" (п. 4 постановления от 15.08.2007 N 376а).
Руководитель предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 15.11.2007 обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании названного предприятия несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.04.2008 по делу N А71-9761/2007 предприятие "Кизнерское МПП ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство (т. 1, л.д. 10-12).
Конкурсный управляющий предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ", полагая, что действия администрации по изъятию имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, не соответствуют закону и нарушают права кредиторов и должника, на основании ст. 129 Федерального закона от 26.10.202 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с названным заявлением.
Удовлетворяя требования конкурсного управляющего предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ", суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно п. 5 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации Кодекса, п. 1 ст. 7 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия (п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 295 названного Кодекса).
В соответствии с п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случае правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что действующее законодательство (Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") не предоставляет собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, право изымать у такого предприятия переданное ему имущество. Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления (п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 18 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются недействительными.
Суды установили, что в результате принятия администрацией постановления от 15.08.2007 N 376а спорное имущество было изъято у предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" и по договору аренды от 15.08.2007 N 22 передано в аренду предприятию "ЖКХ Кизнерского района" (т. 1, л.д. 27-34), а затем на основании договора аренды от 23.12.2007 передано в аренду предприятию "Коммунальные системы Кизнерского района" (т. 1, л.д. 121-125, 126-129).
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии с установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями имеющиеся в деле доказательства в совокупности, а также с учетом закрепленных в уставе видов деятельности предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ", установили, что изъятие у предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" имущества, которое в совокупности представляет собой производственный комплекс предприятия, привело к прекращению осуществления указанным предприятием уставной деятельности, а также к невозможности производить расчеты с кредиторами и в конечном итоге - к банкротству предприятия.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ", оформленная постановлением от 15.08.2007 N 376а, в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной, а также обоснованно отклонен довод администрации о том, что постановление от 15.08.2007 N 376а является законным. Судами также правильно указано на то, что данная сделка является ничтожной независимо от того, была ли она совершенна по инициативе предприятия, либо по решению или с согласия собственника.
Согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Учитывая, что имущество было изъято из хозяйственного ведения в муниципальную казну, суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили на администрацию обязанность передать предприятию "Кизнерское МПП ЖКХ" из муниципальной казны имущество, изъятое у данного предприятия на основании постановления от 15.08.2007 N 376а.
При этом суд апелляционной инстанции, учитывая требования ч. 2 ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно изменил резолютивную часть решения и указал в ней наименование имущества, которое администрация должна возвратить предприятию "Кизнерское МПП ЖКХ", а также его единицы измерения, количество, износ, первоначальную и остаточную стоимости.
Судом апелляционной инстанции также был рассмотрен и отклонен довод администрации о пропуске конкурсным управляющим предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обжаловании ненормативного акта органа местного самоуправления. Как правильно указал суд, предметом иска было требование о признании сделки недействительной, к которому применяются сроки исковой давности, установленные ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации. Между тем о применении исковой давности администрация до принятия судом решения по существу не заявляла.
Иные доводы кассационной жалобы администрации также были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в силу чего подлежат отклонению на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, государственная пошлина за подачу кассационной жалобы с администрации взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу N А71-12112/2008 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Кизнерский район" Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
...
Судом апелляционной инстанции также был рассмотрен и отклонен довод администрации о пропуске конкурсным управляющим предприятия "Кизнерское МПП ЖКХ" установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обжаловании ненормативного акта органа местного самоуправления. Как правильно указал суд, предметом иска было требование о признании сделки недействительной, к которому применяются сроки исковой давности, установленные ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации. Между тем о применении исковой давности администрация до принятия судом решения по существу не заявляла.
...
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2009 г. N Ф09-4993/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника