Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 июля 2009 г. N Ф09-4962/09-С1
Дело N А34-7033/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П., судей Поротниковой Е.А., Слюняевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВетЭСКУЛАП" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 03.03.2009 по делу N А34-7033/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Кольчурин Д.В.(доверенность от 15.06.2009, б/н);
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) (далее - управление, лицензирующий орган) - Степнова И.С. (доверенность от 02.07.2009 N 56), Черниенко В.И. (доверенность от 16.07.2009 N 57).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным действия (бездействие) управления об отказе в выдаче лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств, предназначенных для животных, по адресам: г. Курган, ул. Омская, д. 101; ул. Савельева, д. 42-4 и обязании управления выдать лицензию на данный вид деятельности (с учетом уточнения требований, в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 03.03.2009 (судья Григорьев А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Общество полагает, что на момент проверки соискателя лицензии лицензионных требований и условий, оно не осуществляло деятельность в сфере обращения лекарственных средств и, следовательно, не являлось лицензиатом.
По мнению общества, им были представлены все необходимые для получения лицензии документы.
Кроме того, общество считает, что при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не в праве проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица. Общество указывает, что в силу ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Как следует из материалов дела, на основании заявления общества от 29.09.2008 о выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств, предназначенных для животных, по адресам: г. Курган, ул. Омская, д. 101; ул. Савельева, д. 42/4; 3 МКР, д. 9, управлением проведена проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по указанным адресам, о чем составлены акты от 27.10.2008 N 09/1392.
Комиссией по лицензированию фармацевтической деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области выдано заключение от 30.10.2008, которым управлению рекомендовано отказать обществу в выдаче лицензии по адресам: г. Курган, ул. Омская, д. 101, в связи с отсутствием заключения о соблюдении на объекте требований пожарной безопасности; г. Курган, ул. Савельева, д. 42/4, в связи с несоблюдением правил торговли лекарственными средствами - отсутствием оборудования для торговли термолабильными лекарственными средствами.
Лицензирующим органом 05.11.2008 обществу выдано уведомление о предоставлении лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств, предназначенных для животных по адресу: г. Курган, 3 МКР, д. 9 и об отказе в выдаче лицензии на право осуществления данной деятельности по адресам: г. Курган, ул. Омская, д. 101, ул. Савельева, д. 42/4 по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Полагая, что действия управления незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности и обоснованности действия управления, выразившиеся в отказе в выдаче обществу лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств, предназначенных для животных.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О лекарственных средствах от 22.06.1998 N 86-ФЗ (далее - Закон N 86-ФЗ) фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
В соответствии с п. 6 ст. 32 Закона N 86-ФЗ розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, осуществляется в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром.
В силу п. 1 ст. 34 Закона N 86-ФЗ и п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее -Закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, порядок и условия лицензирования которой установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - положение о лицензировании).
Из п. 2, 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности следует, что лицензирование фармацевтической деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, находится в компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности предоставляется на 5 лет.
В п. 12 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности установлено, что принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении, приостановлении, возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Предоставление соискателем лицензии документов для получения лицензии и проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий закреплены ст. 9, 12 Закона N 128-ФЗ.
Согласно подп. "а", "в" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензионным требованием и условием при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в частности, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям; соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях", который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (п. 1.1).
При этом помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям. Помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность. Помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения (п. 3.7, 3.10, 3.19 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80).
В силу п. 3 ст. 9 Закона N 128-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Судами установлено и материалами дела подтверждается отсутствие заключения о соблюдении на объекте требований пожарной безопасности по адресу: г. Курган, ул. Омская, д. 101 (предписание т. 2, л. д. 18-20); отсутствие оборудования для торговли термолабильными лекарственными средствами по адресу: г. Курган, ул. Савельева, д. 42/4 (акт проверки т. 1 л. д. 39-43, заключение т. 1,л. д. 16-19).
Таким образом, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общества о признании незаконным действия управления по отказу в выдаче лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств, предназначенных для животных.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о неприменении к спорным отношениям Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, как нормативного акта, принятого неуполномоченным в отношениях розничной продажи лекарственных средств для животных органом.
Судом правильно со ссылкой на ст. 4, п. 2 ст. 5, п. 4, 6 ст. 32 Закона N 86-ФЗ, п. 5.2.34 положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321 указано, что в компетенцию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации входит осуществление функций по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
При этом специальный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы обращения лекарственных средств для животных отсутствует.
В связи с чем применение к спорным отношениям положений Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, является правомерным.
Иные доводы общества, содержащиеся в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как не нашедшие своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Кроме того, указанные обстоятельства надлежаще исследованы судами и им дана правовая оценка, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.03.2009 по делу N А34-7033/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВетЭСКУЛАП" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом правильно со ссылкой на ст. 4, п. 2 ст. 5, п. 4, 6 ст. 32 Закона N 86-ФЗ, п. 5.2.34 положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321 указано, что в компетенцию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации входит осуществление функций по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
При этом специальный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы обращения лекарственных средств для животных отсутствует.
В связи с чем применение к спорным отношениям положений Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, является правомерным.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.03.2009 по делу N А34-7033/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВетЭСКУЛАП" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июля 2009 г. N Ф09-4962/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника