Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 июля 2009 г. N Ф09-8073/08-С5
Дело N А47-3382/2007-19ГК
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N ВАС-15275/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. N 15275/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вербенко Т.Л., судей Васильченко Н.С., Пановой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" (далее - общество "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.02.2009 по делу N А47-3382/2007-19ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" - Мругов Н.С. (доверенность от 25.10.2008 N 5/05-725); Нейфельд В.А. (доверенность от 17.07.2009 N 5/05-628);
Министерства финансов Оренбургской области - Копылова И.И. (доверенность от 11.01.2009 N 12-06).
Общество "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Министерству финансов Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 34847141 руб. 10 коп. убытков, возникших в результате применения государственных регулируемых цен на тепловую энергию.
Определениями суда от 13.04.2007, 01.07.2007, 30.10.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации г. Оренбурга, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - УЖКХ г. Оренбурга), открытое акционерное общество "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - общество "Оренбургская теплогенерирующая компания"), Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.
Решением суда от 30.05.2008 (судья Бабина О.Е.) с Министерства финансов Оренбургской области за счет казны Оренбургской области в пользу общества "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" взысканы 34847141 руб. 10 коп. убытков. В удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации отказано. Постановлением суда от 01.09.2008 (судьи Ермолаева Л.П., Бабкина С.А., Рачков В.В.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.11.2008 решение суда от 30.05.2008 и постановление суда от 01.09.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Решением суда от 04.02.2009 (судья Лапшина Н.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда от 06.04.2009 (судьи Матвеева С.В., Румянцев А.А., Серкова З.Н.) решение суда от 04.02.2009 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, заявитель просит решение суда от 04.02.2009 и постановление суда от 06.04.2009 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, с целью последующей продажи тепловой энергии потребителям согласно реестра договоров на ее покупку общество "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" приобретает теплоэнергию у общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" для потребителей, получающих тепловую энергию через сети общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" по тарифу 302 руб. 06 коп. за 1 Гкал, всего 22784,55 Гкал на сумму 6882301 руб. 17 коп., а также для потребителей, получающих тепловую энергию через сети муниципального унитарного предприятия "Оренбургортепло", переданные в аренду обществу "Оренбургская теплогенерирующая компания", по тарифу 451 руб. 05 коп. за 1 Гкал, всего 2180199,84 Гкал на сумму 984360226 руб. Данные тарифы утверждены решением Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 06.12.2005 N 50.5 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям общества "Оренбургская теплогенерирующая компания".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 13.01.2006 N 10-П "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - постановление от 13.01.2006 N 10-П) установлен уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 90% их стоимости. В связи с этим Законом Оренбургской области "Об областном бюджете на 2006 г." от 15 декабря 2005 г. N 2870/502-III-ОЗ утвержден размер субсидий для бюджета г. Оренбурга на 2006 г. в сумме 227622000 руб. Указанное бюджетное обязательство исполнено в полном объеме.
Решением департамента по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области от 30.01.2006 N 1.1 установлены предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги затратам на содержание и ремонт жилья, а также затратам по оказанию коммунальных услуг для муниципального образования "город Оренбург" в размере 123,5% и 121,4% соответственно.
Между обществом "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания", Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга и Финансовым управлением г. Оренбурга заключен договор от 23.01.2006 N 8/12 о бюджетном финансировании расходов истца в размере денежных средств, необходимых для возмещения затрат, возникающих в результате разницы в цене в связи с применением государственных регулируемых цен. Финансирование осуществляется из бюджета Оренбургской области за счет целевых субсидий, предоставляемых в связи с применением государственных регулируемых цен, для оказания коммунальных услуг населению по отоплению и подогреву воды (п. 2.1 договора).
Министерство финансов Оренбургской области считает свои договорные обязательства исполненными в полном объеме - из областного бюджета истцу выплачено 106466821 руб. 49 коп. - 100% заложенных в областном бюджете денежных средств. Из акта сверки на 01.01.2007 видно, что истец предъявил к оплате 141313962 руб. 59 коп. за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 и считает задолженность областного бюджета перед ним (с учетом полученных 106466821 руб. 49 коп.) в размере 34263183 руб. 77 коп.
Полагая, что сумма невозмещенных расходов на теплоснабжение граждан (жителей), подлежащих субсидированию, по состоянию на 01.01.2007 составила 34847141 руб. 10 коп. убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг теплоснабжения, истец обратился в суд с соответствующим иском. По мнению истца, сумма убытков представляет собой разницу между суммой произведенных им расходов и полученной им из областного бюджета субсидии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). При этом на основании ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для взыскания предусмотренных ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, лицо требующее их возмещения, должно доказать возникновение у него ущерба, и его размер, неправомерность действий ответчика, причинно следственную связь между поведением (действием, бездействием) ответчика и возникшими убытками, вину причинителя вреда.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По смыслу вышеприведенных правовых норм истцом должен быть доказан размер взыскиваемых убытков. Однако в материалах дела надлежащие доказательства заявленных требований отсутствуют.
Судами верно указано, что представленный обществом "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" расчет суммы убытков в связи с применением государственных регулируемых цен по состоянию на 01.01.2007 (т. 1, л.д. 35, 35а) не основан на действующем законодательстве. В данном расчете истцом за основу взят тариф на покупку теплоэнергии в размере 449 руб. 95 коп., который тарифным органом не утверждался, а также расчетным путем выведена стоимость одной Гкал "по ставкам для населения" - 385 руб. 59 коп. (без НДС), которая также никем никогда не утверждалась.
Между тем действующие на момент рассмотрения спора тарифы утверждены постановлением Оренбургского городского совета от 21.12.2005 N 263 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, наем жилых помещений для граждан проживающих на территории г. Оренбурга", в соответствии с которым размер платы на 2006 г. за отопление жилых помещений составляет 7 руб. 71 коп. в месяц за 1 кв.м, размер платы за подогрев воды - 83 руб. 33 коп. с одного человека в месяц.
Следовательно, размер платы за отопление для населения зависит от площади помещения и количества проживающих в нем граждан, тогда как истец в своем расчете использует величину "стоимость 1 Гкал по ставкам для населения".
При подсчетах убытков общество "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" не ссылается на какой-либо нормативный (ненормативный) акт, содержащий методику по расчету стоимости "1 Гкал для населения", а также методику по определению "среднего тарифа" для покупки теплоэнергии истцом.
Каких-либо доказательств, подтверждающих размер подлежащей выплате субсидии в сумме 141313962 руб. 58 коп., истцом не представлено. Ссылка истца на акт сверки от 01.01.2007 (т. 1, л.д. 33), который, по его мнению, подтверждает указанный размер подлежащей выплате субсидии, не состоятельна. Данный акт подписан УЖКХ г. Оренбурга с разногласиями, согласно которым задолженность перед истцом по состоянию на 01.01.2007 отсутствует, целевые субсидии из областного бюджета выплачены полностью.
Дополнительных доказательств, подтверждающих обоснованность произведенного расчета убытков, общество "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" предоставить в суд первой инстанции отказалось и пояснило, что настаивает на рассмотрении спора по имеющимся в материалах дела документам.
Суды правомерно ссылаются на то, что убытки (реальный ущерб), предъявляемый в порядке ст. 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны быть подтверждены надлежащими доказательствами в порядке ст. 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1, 2, 7 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о недоказанности истцом понесенных им расходов и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку противоречат материалам дела и сводятся к переоценке доказательств, исследованных судами. Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, согласно указанной норме переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.02.2009 по делу N А47-3382/2007-19ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающаяя компания" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно указано, что представленный обществом "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" расчет суммы убытков в связи с применением государственных регулируемых цен по состоянию на 01.01.2007 (т. 1, л.д. 35, 35а) не основан на действующем законодательстве. В данном расчете истцом за основу взят тариф на покупку теплоэнергии в размере 449 руб. 95 коп., который тарифным органом не утверждался, а также расчетным путем выведена стоимость одной Гкал "по ставкам для населения" - 385 руб. 59 коп. (без НДС), которая также никем никогда не утверждалась.
Между тем действующие на момент рассмотрения спора тарифы утверждены постановлением Оренбургского городского совета от 21.12.2005 N 263 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги, наем жилых помещений для граждан проживающих на территории г. Оренбурга", в соответствии с которым размер платы на 2006 г. за отопление жилых помещений составляет 7 руб. 71 коп. в месяц за 1 кв.м, размер платы за подогрев воды - 83 руб. 33 коп. с одного человека в месяц.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.02.2009 по делу N А47-3382/2007-19ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающаяя компания" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2009 г. N Ф09-8073/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника