Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 июля 2009 г. N Ф09-4947/09-С6
Дело N А47-9454/2007-АК24
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2009 г. N Ф09-8985/09-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2009 г. N Ф09-739/09-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2007 г. N Ф09-45/07-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2006 г. N Ф09-9548/06-С7
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2006 г. N Ф09-2479/06-С7
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2005 г. N Ф09-4270/05-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Семеновой З.Г., судей Сулейменовой Т.В., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Илецксоль" (далее - общество "Илецксоль") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.03.2009 по делу N А47-9454/2007-АК24 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Илецксоль" - Овчаренко А.С. (доверенность от 11.01.2009 N 06).
Ходатайство общества "Илецксоль" о приостановлении производства по кассационной жалобе до рассмотрения Арбитражным судом Оренбургской области дела N А47-3183/2009 по заявлению общества "Илецксоль" к муниципальному образованию администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области о признании частично недействительным распоряжения от 29.04.2005 N 386р, судом кассационной инстанции рассмотрено и отклонено, поскольку оснований для приостановления производства, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Общество "Илецксоль" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (далее - Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от внесения изменений в документы государственного земельного кадастра в части изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 56:47:0101022:0011 и 56:47:0:0064, и обязании Управления внести в документы государственного земельного кадастра сведения о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами 56:47:0101022:0011 и 56:47:0:0064 к категории земель промышленности (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования городское поселение "Город Соль-Илецк" Соль-Илецкого района Оренбургской области, администрация Соль-Илецкого района Оренбургской области, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области.
Решением суда от 17.03.2009 (судья Карев А.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Соколова Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Илецксоль" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение положений ст. 7, 8, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14, 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст. 19, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". По мнению заявителя, законные основания для отнесения спорного земельного участка к землям поселений отсутствуют, поскольку в материалах дела не имеется доказательств установления границ населенного пункта г. Соль-Илецк, категория спорных земельных участков не установлена, а также не представлено доказательств разграничения государственной собственности на землю в отношении земель, занимаемых городом Соль-Илецк.
Администрация муниципального образования городское поселение "Город Соль-Илецк" Соль-Илецкого района Оренбургской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области, Управление в отзывах на кассационную жалобу указали, что не согласны с изложенными в ней доводами, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель, ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую" и ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", 05.09.2007 направил Управлению заявление с просьбой о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра сведений об отнесении используемых им земельных участков с кадастровыми номерами 56:47:01 01 022:0011 и 56:47:0:0064 к категории земель промышленности.
В письме от 11.10.2007 N 4-2385 обществу "Илецксоль" отказано в удовлетворении данного требования с указанием на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:47:0101022:0011 и 56:47:0:0064 согласно сведениям государственного земельного кадастра относятся к категории земель населенных пунктов.
Общество "Илецксоль", полагая, что действия Управления по отказу во внесении изменений в документы государственного земельного кадастра являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего на дату отказа Управления во внесении изменений в документы государственного земельного кадастра) государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации на основании заявок заинтересованных лиц и соответствующих документов, поданных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Судами установлено, что сведения о принадлежности спорных земельных участков к категории земель населенных пунктов внесены в документы государственного земельного кадастра в соответствии со сведениями, содержавшимися в правоустанавливающих документах на данные земельные участки.
Кадастровый план земельного участка, выданный Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области 22.05.2003, N 47/03-01-73 содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:47:0:002 (единое землепользование; местоположение: Оренбургская область, г. Соль-Илецк, ул. Советская, д. 1, площадь 1848100 кв.м; категория земель не установлена; разрешенное использование: для производственных нужд; право бессрочного использования).
Запись о земельном участке с кадастровым номером 56:47:0:002 ликвидирована из государственного земельного кадастра 09.01.2005 на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2004 по делу N А47-7893/2004 в связи с признанием недействительным свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 06.09.1993 N 127-П.
Категория земельного участка с кадастровым номером 56:47:0:002 не указана в кадастровом плане от 22.05.2003 N 47/03-01-73 в связи с отсутствием соответствующих сведений в государственном земельном кадастре.
Как пояснил суду первой инстанции представитель Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области, после снятия с учета земельного участка с кадастровым номером 56:47:0:002 земельные участки с кадастровыми номерами 56:47:0101022:0011, 56:47:0101060:0022, 56:47:0101060:0023, 56:47:0101060:0024, 56:47:0:0064 поставлены на кадастровый учет как вновь образованные.
Сведения о том, что названные земельные участки относятся к землям поселений, внесены в Единый государственный реестр земель на основании распоряжений администрации Соль-Илецкого района от 29.04.2005 N 386 и от 01.11.2006 N 1097-р, которые на момент принятия решения по настоящему делу в установленном порядке не оспорены, не отменены и не изменены.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что данные распоряжения являются основанием для внесения в документы земельного кадастра сведений об отнесении земельных участков к категории земель населенных пунктов.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую" в случае, если категория земель указана не в документах государственного земельного кадастра, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 названного Федерального закона в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу данного Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ).
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об установлении в отношении спорных земельных участков категории "земли промышленности", а из представленных обществом "Илецксоль" документов следует, что данные земельные участки расположены на землях населенного пункта, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа Управления по внесению изменений в документы кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 56:47:0101022:0011 и 56:47:0:0064.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.03.2009 по делу N А47-9454/2007-АК24 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Илецксоль" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу данного Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июля 2009 г. N Ф09-4947/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника