Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 июля 2009 г. N Ф09-5060/09-С6
Дело N А60-32524/2008-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2009 по делу N А60-32524/2008-С2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Береснева Василия Васильевича (далее - предприниматель) - Сейдяшева Н.В. (доверенность от 23.12.2008).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предпринимателю о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды участка лесного фонда от 20.12.2005 в сумме 416679 руб. 07 коп., из них в федеральный бюджет - 114758 руб., в областной бюджет - 301912 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2009 (судья Колинько А.О.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 (судьи Карпова Т.Е., Глотова Г.И., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель полагает, что плата за пользование участком лесного фонда не зависит от объема фактически заготовленной древесины, следовательно общество должно было вносить арендную плату независимо от использования лесосеки и выдачи лесорубочных билетов. По мнению Министерства, судами апелляционной инстанции ошибочно не принят во внимание п. 4.3.15 договора аренды участка лесного фонда от 20.12.2005, согласно которому обязанность по выдаче лесорубочных билетов корреспондирует обязанности арендатора (предпринимателя) по разработке и представлению арендодателю в установленные сроки проекта организации рубок. Заявитель указывает, что материалы дела не содержат доказательств своевременного представления Федеральному государственному учреждению "Ирбитский лесхоз" (далее - Лесхоз) указанных документов, в связи с чем Министерство полагает, что исковые требования должны быть удовлетворены.
Предприниматель в своем отзыве возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, прости судебные акты оставить в силе.
При рассмотрении спора судом установлено, что на основании протокола заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 20.12.2005 N 454 Лесхозом (арендодатель,) и предпринимателем (арендатор) подписан договор аренды участка лесного фонда от 20.12.2005, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору для заготовки древесины участок лесного фонда площадью 4429 га, расположенный в границах: Ницинского лесничества в кварталы 1-8, 13-15, 22, 34, 42-47, 89, 90, 106-109, 112, 129-132, 141, а арендатор обязался своевременно уплачивать арендную плату в соответствии с условиями договора. Данный договор заключен сторонами на срок 25 лет, с 20.12.2005 по 20.12.2030 (п. 2 указанного договора).
Договор аренды участка лесного фонда от 20.12.2005 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.01.2006 и считается заключенным с указанной даты.
На основании Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в целях приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации названный договор переоформлен на договор аренды земельного участка от 25.08.2008 N 157, арендодателем по которому является Министерство.
Согласно условиям договора от 20.12.2005 года расчетный ежегодный размер главного пользования на арендуемой территории составляет 11,9 тыс. куб.м, в т.ч. по хвойному хозяйству - 7,1 тыс. куб.м (п. 1 данного договора).
В соответствии с п. 3.7 договора от 20.12.2005 арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на участках лесного фонда, переданных в аренду.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 названного договору предусмотрено, что арендная плата составляет 375% от ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных органами исполнительной власти Свердловской области, расчеты производятся сторонами в течение года ежемесячно, окончательный расчет производится не позднее 20 января следующего года.
Поскольку за 2 месяца 2007 года предприниматель не внес арендные платежи в сумме 416679 руб. 07 коп., Министерство обратилось а арбитражный суд с иском по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из следующего.
Согласно ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего на момент заключения договора от 20.12.2005, осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является, в частности, договор аренды участка лесного фонда. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.
Договором от 20.12.2005 предусмотрено, что отвод и таксация лесосек, а также выдача обществу лесорубочных билетов в установленном порядке являются обязанностью арендодателя - Лесхоза (п. 5.2.2 данного договора).
В соответствии с п. 27 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, действовавшего до 11.06.2007, арендная плата взимается исходя из установленного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, переданного в аренду.
Пунктом 30 указанного Положения предусмотрено, что арендатор приобретает право осуществлять лесопользование после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета или лесного билета.
Судами установлено, что предпринимателю выданы лесорубочные билеты от 22.12.2006 N 211, 212, 213 и от 25.12.2006 N 277 на часть арендованного участка лесного фонда, несмотря на неоднократные обращения предпринимателя с соответствующими заявками, лесорубочные билеты на другую часть арендуемого участка лесного фонда выданы не были
Задолженность по арендной плате по выписанным лесным билетам у предпринимателя отсутствует. Доказательств иного в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В п. 4.2 договора от 20.12.2005 указано, что при возникновении не зависящих от арендатора обстоятельств, приведших к существенному ухудшению условий лесопользования, арендатор вправе потребовать соответствующего уменьшения арендной платы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в результате невыдачи Лесхозом предпринимателю лесорубочных билетов ухудшились условия пользования арендованным имуществом помимо воли последнего.
При таких обстоятельствах у судов имелись основания для отказа в удовлетворении исковых требований Министерства.
Довод Министерства о том, что обязанность Лесхоза по выдаче лесорубочного билета не наступила, поскольку предприниматель не исполнил обязательство по представлению плана рубок, подлежит отклонению, как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и выводов суда апелляционной инстанции, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2009 по делу N А60-32524/2008-С2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего на момент заключения договора от 20.12.2005, осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является, в частности, договор аренды участка лесного фонда. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.
...
В соответствии с п. 27 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, действовавшего до 11.06.2007, арендная плата взимается исходя из установленного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, переданного в аренду.
Пунктом 30 указанного Положения предусмотрено, что арендатор приобретает право осуществлять лесопользование после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета или лесного билета.
...
Согласно п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2009 г. N Ф09-5060/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника