Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 июля 2009 г. N А60-25411/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Богдановичского городского прокурора к ООО "Центральная районная аптека" (ИНН 6605008373, ОГРН 1046600222173)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Я.В. Каюкова, помощник прокурора, служебное удостоверение N 149412,
от заинтересованного лица: Т.В. Тарабаева, директор, паспорт 6502 995330.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Богдановичский городской прокурор просит привлечь ООО "Центральная районная аптека" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо, не оспаривая фактические обстоятельства, указанные заявителем, ссылается на отсутствие вины, поскольку врачи не выписывают рецепты.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ООО "Центральная районная аптека" на основании лицензии N 99-02-005937 от 21.07.2006 осуществляет фармацевтическую деятельность по реализации лекарственных препаратов в аптеке, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Богданович, ул. Партизанская, 20.
Богдановичским городским прокурором при участии сотрудников ОБЭП ОВД городского округа Богданович в период с 29 по 30 июня 2009 года проведена проверка, которой установлен факт продажи Обществом лекарственных препаратов без рецепта врача.
По результатам проверки Прокурором возбуждено производство по делу об административном правонарушении и направлено заявление в суд о привлечении Общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, которая предусматривает для юридических лиц за данные деяния наказание в виде штрафа в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения установлено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения, в том числе условия о соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").
В соответствии с положениями статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями. Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (пункт 4 статьи 32 Федерального закона N 86-ФЗ).
Согласно пункту 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 (ред. от 06.08.2007) "О порядке отпуска лекарственных средств" все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Таким образом, продажа лекарственных препаратов, не включенных в утвержденный Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, производится только на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а невыполнение лицензиатом этого требования является грубым нарушением лицензионных условий, влекущим административную ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Общество 29.06.2009 года в принадлежащей ему аптеке по адресу: Свердловская область, г. Богданович, ул. Партизанская, 20 реализовало лекарственные средства (Кетанов) без рецепта врача, при этом в перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, указанное лекарственное средство отсутствует.
Данные обстоятельства подтверждаются результатами проверочной закупки, проведенной в результате оперативно-розыскной деятельности и зафиксированными в акте от 29.06.2009.
В силу положений п. 4 ст. 6, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", проведение проверочной закупки входит в компетенцию органов внутренних дел, в связи с чем имеющийся в деле акт проверочной закупки, в силу положений ч. 2 ст. 26.2 Кодекса, является надлежащими доказательством, соответствующим требованиям, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Общество грубо нарушило условия, предусмотренные лицензией, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, Общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, в том числе в части соблюдения правил отпуска (реализации) лекарственных препаратов. При этом каких-либо доказательств невозможности соблюдения этих правил, а также принятия всех необходимых мер по их соблюдению, не имеется.
Соблюдение лицензиатом условий, предусмотренных лицензией, является необходимой мерой для защиты публичных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности, поэтому нарушение этих условий, тем более грубое, создает угрозу охраняемым законом отношениям в определенной сфере деятельности.
Суд не принимает довод заинтересованного лица о нарушении правил продажи лекарственных средств фармацевтом аптеки, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии вины самого общества в совершении правонарушения.
Учитывая, что основными целями предъявляемых к данной деятельности требований являются охрана жизни и здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения заболеваний и снижения тяжести их последствий, совершенное Обществом правонарушение не может быть признано малозначительным.
Каких-либо нарушений при проведении проверки и возбуждении дела об административном правонарушении не имеется, срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения не истек, обстоятельства, исключающие ответственность, отсутствуют.
Таким образом, требования Прокурора о привлечении ООО "Центральная районная аптека" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ следует удовлетворить.
При назначении наказания суд учитывает, что ранее Общество к административной ответственности за данные нарушения не привлекалось, при проверке был установлен лишь один факт нарушения правил отпуска лекарственных препаратов, а также то, что Обществом предприняты меры к устранению и предупреждению нарушений, в связи с чем полагает необходимым назначить наказание в пределах низшей границы санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, определив штраф в размере 40000 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении по акту изъятия от 29.06.2009 года лекарственные препараты подлежат возврату Богдановичскому городскому прокурору для последующей передачи ООО "Центральная районная аптека".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Богдановичского городского прокурора удовлетворить.
2. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека" (юридический адрес: 623530, Свердловская область, г. Богданович, ул. Партизанская, 20, ИНН 6605008373, ОГРН 1046600222173) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей.
Лекарственные препараты, изъятые по акту изъятия от 29.06..2009, возвратить ООО "Центральная районная аптека".
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам УФК по Свердловской области (прокуратура Свердловской области), ИНН 6658033077, КПП 660501001, БИК 046577001, р/сч. 40101810500000010010.
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области,
код бюджетной классификации 41511690010010000140 ОКАТО 65210000000.
Назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет.
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 июля 2009 г. N А60-25411/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника