В целях повышения эффективности управленческих решений Министерства здравоохранения Свердловской области, улучшения качества и доступности медицинской помощи населению Свердловской области, исполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи приказываю:
1. Утвердить решение коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области от 25.03.2009 г., протокол N 5 "Итоги работы системы здравоохранения Свердловской области, реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году и задачи на 2009 год".
2. Заместителям министра здравоохранения, начальникам отделов, главным специалистам Министерства здравоохранения Свердловской области, руководителям областных учреждений здравоохранения обеспечить выполнение решений коллегии в части, их касающейся.
3. Рекомендовать руководителям федеральных учреждений здравоохранения, руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам ЦГБ (ЦРБ) муниципальных образований в Свердловской области обеспечить выполнение решений коллегии в части, их касающейся.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр здравоохранения |
В.Г. Климин |
Министерство здравоохранения Свердловской области
Решение коллегии
от 25 марта 2009 г. |
протокол N 5 |
Итоги работы
системы здравоохранения Свердловской области, реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году и задачи на 2009 год
(утв. приказом министра здравоохранения Свердловской области от 10 июня 2009 г. N 597-п)
Заслушав доклад министра здравоохранения Свердловской области Климина В.Г., а также доклады исполнительного директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Семенова Ю.С., управляющей ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Зеленецкой Р.П., руководителя Территориального управления Росздравнадзора по Свердловской области Трофимова И.М, руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Бусырева С.А., ректора ГОУ ВПО "Уральская государственная медицинская академия Росздрава" Кутепова С.М. об итогах работы в 2008 году и задачах отрасли здравоохранения на 2009 год, коллегия отмечает, что в течение 2008 года проводилась работа по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", укреплению материально-технической базы здравоохранения, оптимизации сети учреждений и структуры объемов медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, лекарственному обеспечению населения, повышению эффективности управления отраслью, разработке индикаторных показателей деятельности.
2008 год характеризуется ростом объемов финансирования здравоохранения в сравнении с предыдущими годами. Консолидированный объем финансирования здравоохранения в 2008 году составил 38,5 млрд. рублей, расходы на 1 жителя - 8742 рубля. Заработная плата работников здравоохранения за последние 5 лет выросла более чем в 3 раза. В рамках проекта "Здоровье" в 2006-2008 годах приобретена 1231 единица оборудования, за счет областного бюджета - 3665 единиц; значительные средства направлены на капитальные ремонты учреждений здравоохранения; в больших объемах велось строительство объектов здравоохранения. В результате улучшилась материально-техническая база здравоохранения, возросло количество исследований на рентгеновском, ультразвуковом, эндоскопическом, лабораторном оборудовании (в расчете на 100 посещений в поликлинику). Вместе с тем, ресурсы здравоохранения не всегда используются эффективно; основной причиной являются организационные недоработки.
Удельный вес финансовых средств местных бюджетов здравоохранения на стационарную помощь составляет 56,1 процента (при нормативе 40 процентов), на скорую медицинскую помощь - 17,1 (норматив - 10 процентов). Таким образом, в Свердловской области сохраняется затратная модель здравоохранения с преобладанием стационарной и скорой медицинской помощи. Амбулаторно-поликлиническая помощь, главной задачей которой является профилактика, до настоящего времени не стала приоритетным видом медицинской помощи в структуре расходов местных бюджетов.
В условиях сложной финансово-экономической ситуации лечебно-профилактические учреждения далеко не в полной мере используют финансовые возможности фонда социального страхования при лечении пациентов с производственной травмой.
7 процентов населения области получает медицинскую помощь в фельдшерско-акушерских пунктах, 8 процентов - обслуживаются врачами общих врачебных практик, остальное население закреплено за поликлиниками. Деятельность фельдшерско-акушерских пунктов требует стандартизации, а их материально-техническое состояние - модернизации. К 2008 году построено 266 общих врачебных практик, однако 19 практик не были введены в строй по причине незавершения строительных работ в срок, отсутствия финансирования из местных бюджетов. 36 ОВП не имеют лицензии (нет заключения Роспотребнадзора, не урегулированы имущественные отношения, в 21 ОВП нет врача). У прикрепленного к общей врачебной практике населения отмечается рост выявленных случаев артериальной гипертонии, увеличение доли онкологических заболеваний, выявленных в ранней стадии. Уровень профилактических посещений на ОВП составляет 25%, доля диспансерных посещений - 5%. При этом в ряде ОВП количество посещений на 1 жителя составило 1 на 1000 населения, что гораздо ниже рекомендуемого. В каждой пятой общей врачебной практике доля удержанных средств по результатам проведенной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области экспертизы составила 40 процентов и выше.
Показателем доступности и интенсивности работы поликлинической службы является количество посещений к врачам на 1 жителя в год. В целом по итогам реализации Территориальной программы госгарантий этот показатель за 2008 год снизился по сравнению с 2007 годом и составил 8,5 посещений, что ниже федерального норматива на 7 процентов. Низкое исполнение плана связано, в первую очередь, с неукомлектованностью амбулаторного звена врачами. Муниципальные образования зачастую не создают условий для привлечения молодых специалистов, начиная с целевых наборов в медицинские учреждения образования и заканчивая контролем распределения выпускников, обучавшихся по целевому набору.
В настоящее время система планирования штатов на численность прикрепленного населения не отвечает идеологии, заложенной в программе государственных гарантий, которая заключается в планировании ресурсов, исходя из потребности населения в медицинской помощи. Планирование штатной численности врачебных должностей в большинстве муниципальных образований осуществляется в отрыве от нормативной и фактической потребности населения в медицинской помощи. Устарели требования к планированию рабочего дня врача в амбулаторной службе, которые сегодня не соответствуют фактическим объемам посещений на дому.
Показатели эффективности использования коечного фонда постепенно приближаются к нормативным. Растут объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, но при этом они значительно ниже аналогичных показателей в европейских странах. Серьезной проблемой здравоохранения являются неупорядоченные потоки пациентов как по вертикали, так и по горизонтали, вплоть до прямого обращения в областные больницы за первичной помощью. Анализ миграции пациентов для получения специализированной стационарной помощи говорит о том, что в области нарушена этапность оказания медицинской помощи. Как результат - перегрузка областных учреждений здравоохранения при неэффективной работе муниципального звена.
Отмечается нерациональное использование дорогостоящего диагностического оборудования (маммографов, компьютерных томографов, магниторезонансных томографов: объемы проведенных исследований ниже расчетной пропускной способности оборудования и ниже потребностей населения в данных исследованиях).
С большой нагрузкой работает скорая медицинская помощь. Количество вызовов скорой медицинской помощи на 1000 жителей в среднем по области 328. При этом показатели по ряду муниципальных образований в 2 и более раз превышают среднеобластные. По 30 подразделениям скорой медицинской помощи показатель обращаемости 400 и более на 1000 жителей. Работа СМП организована нерационально: в части муниципальных образований вызовы врача на дом принимаются до 12 часов дня, в 3 муниципальных образованиях вызовы врача в поликлинике обслуживает скорая помощь. Таким образом, высокое количество вызовов СМП обусловлено в большинстве муниципальных образований замещением работы поликлиники.
По уровню информатизации здравоохранения Свердловская область находится далеко не на первых позициях в стране. Уровень информатизации по результатам анкетирования лечебно-профилактических учреждений: количество компьютеров на 100 врачей в областных лечебно-профилактических учреждениях - 168, в муниципальных - 64, в федеральных - 145. На каждые 100 компьютеров в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях в среднем приходится 2 сервера. Более половины всех компьютеров областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений объединены в локальную сеть, а каждый четвертый компьютер имеет выход в Интернет. С 2007 года в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области системно внедряются телемедицинские технологии. В настоящий момент организовано 13 телемедицинских пунктов. Автоматизированная диспетчерская система скорой медицинской помощи внедрена в 4 муниципальных образованиях области (городской округ Ревда, городской округ Первоуральск, МО "город Екатеринбург", город Нижний Тагил).
Конечными результатами деятельности здравоохранения являются показатели заболеваемости и демографии. Показатели заболеваемости в 2009 году снизились, но это не истинное снижение заболеваемости, а результат работы по упорядочению статистического учета в ряде муниципальных образований. Отмечается положительная динамика по заболеваемости и смертности от туберкулеза: при росте выявляемости туберкулеза в основном за счет ранних недеструктивных форм снижается смертность. Большая доля больных с туберкулезом выявлена на профосмотрах, уменьшилась доля пациентов с диагнозом деструктивной формы туберкулеза. Кроме того, отмечается снижение заболеваемости прививаемыми инфекционными болезнями. По ВИЧ-инфекции ситуация, напротив, неблагоприятная. Несмотря на реализацию федеральных и региональных программ, первичная заболеваемость продолжает расти. Сохраняются низкими показатели раннего выявления злокачественных новообразований. На 1-2 стадии выявлено всего 45 процентов онкозаболеваний, смертность на 1 году после установления диагноза составляет 29 процентов. В 180 муниципальных учреждениях здравоохранения сохранились всего 67 смотровых кабинетов. Заболеваемость артериальной гипертонией растет, однако сохраняется высокий уровень смертности от инсультов, что свидетельствует о недостаточном контроле за артериальной гипертонией.
В 2008 году уровень рождаемости продолжил расти, а уровень смертности стабилизировался. Показатель смертности в трудоспособном возрасте снижается в большинстве территорий области. Прежде всего снижаются показатели смертности этой категории населения от онкологических заболеваний, травм и отравлений. Показатель младенческой смертности, несмотря на его снижение, имеет значительные резервы для дальнейшего снижения: почти треть случаев смерти детей до года происходит на дому. Показатель материнской смертности в Свердловской области в течение последних шести лет характеризуется нестабильностью. В 2008 году показатель составил 33 на 100 тыс. живорожденных.
Коллегия решила:
1. Признать работу Министерства здравоохранения Свердловской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования по организации медицинской помощи населению Свердловской области в 2008 году для обеспечения населения доступной медицинской помощью, применения эффективных организационных технологий удовлетворительной.
2. Приоритетными направлениями работы в 2009 году считать:
1) реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье";
2) реализацию областных государственных целевых программ, продолжение развития программно-целевого подхода;
3) работу по передаче полномочий субъекта Российской Федерации по оказанию части специализированной помощи муниципальным образованиям в Свердловской области;
4) разработку региональной модели оказания медицинской помощи населению Свердловской области, реализацию пилотного проекта по внедрению модели в Северном управленческом округе;
5) завершение разработки новых медико-экономических стандартов, переход на работу по новым медико-экономическим стандартам с 2010 года;
6) мероприятия по устранению кадрового дефицита в первичном звене и повышение качества помощи;
7) совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
8) продолжение формирования системы перинатальной помощи;
9) информатизацию здравоохранения;
10) восстановление работы смотровых кабинетов, повышение показателей выявляемости онкопатологии на ранних стадиях;
11) продолжение реализации программ лекарственного обеспечения;
12) внедрение программ формирования здорового образа жизни.
3. С целью минимизации негативного влияния последствий социально-экономического кризиса Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Семенов Ю.С.), руководителям областных и муниципальных учреждений здравоохранения:
1) не допустить снижения доступности медицинской помощи и ухудшения состояния здоровья населения, обеспечить должный уровень качества медицинской помощи;
2) разработать систему контроля объемов медицинской помощи;
3) обеспечить ежедневный контроль поступления и расходования финансовых средств; определять приоритеты расходования средств в зависимости от ситуации, рационально и экономно расходовать ресурсы;
4) не допустить задержек выплаты заработной платы работникам медицинских учреждений;
5) совершенствовать систему закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на основе конкурсов и аукционов.
4. Заместителю министра здравоохранения Медведской Д.Р.:
1) совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области (Семенов Ю.С.):
обеспечить завершение в 2009 году разработки региональной модели организации медицинской помощи населению Свердловской области;
завершить в IV квартале 2009 года разработку и расчет новых медико-экономических стандартов, с 2010 года организовать переход организаций здравоохранения на работу по новым МЭС;
обеспечить контроль объемов Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год;
Постановлением Правительства Свердловской области от 6 марта 2013 г. N 274-ПП постановление Правительства Свердловской области от 24 декабря 2008 г. N 1373-ПП признано утратившим силу
организовать в оперативном режиме учет объемов медицинской помощи, финансируемой из средств обязательного медицинского страхования и бюджетов с применением имеющихся в ТФОМС технологических и информационных возможностей;
2) при планировании объемов медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2010 год расчеты проводить на основе федеральных нормативов ресурсов, исходя из потребности населения в медицинской помощи;
3) совместно с заместителем министра Турковым С.Б., главными внештатными специалистами в течение 2009 года обеспечить оптимальную организацию работы дорогостоящего медицинского оборудования для оказания бесплатной медицинской помощи населению: провести нормирование нагрузки на 1 врача в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, сформировать потоки пациентов, обеспечить автоматический контроль количества бесплатных исследований;
4) совместно с заместителем министра Турковым С.Б., директором ОГУЗ "Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области" Поповым В.П. обеспечить внедрение в 2009 году единой автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи в Свердловской области с координационным информационным центром на базе ОГУЗ "Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области".
5. Заместителю министра здравоохранения Свердловской области Туркову С.Б.:
1) завершить в 2009 году работу по передаче полномочий на оказание специализированной медицинской помощи муниципальным образованиям в соответствии с требованиями федерального законодательства;
2) совместно с заместителем министра здравоохранения Кивелевой Н.Н., исполнительным директором Территориального фонда обязательного медицинского страхования Семеновым Ю.С рассмотреть возможность финансирования школ здоровья и ввода целевых надбавок врачам всех специальностей за выявленные социально значимые заболевания на ранних стадиях;
3) обеспечить внедрение на территории Свердловской области системы перинатальной помощи; содействовать завершению строительства перинатальных центров в муниципальных образованиях Свердловской области;
4) продолжить работу по совершенствованию системы оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
6. Заместителю министра здравоохранения Свердловской области Кузьмину А.И.:
1) при выявлении фактов взимания денежных средств с населения при диагностике заболеваний с применением медицинского оборудования, полученного в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями сообщать об этих фактах в Управление Росздравнадзора по Свердловской области;
2) совместно с заместителем министра Медведской Д.Р., главными врачами ГУЗ "Свердловская областная клиническая больница N 1" Бадаевым Ф.И. и ГУЗ Областная детская клиническая больница N 1 Боярским С.Н. обеспечить внедрение телемедицинских технологий в областных учреждениях здравоохранения, а также координировать работу руководителей здравоохранения муниципальных образований по организации в лечебно-профилактических учреждениях телемедицинских пунктов.
7. Руководителям областных учреждений здравоохранения:
1) взять под личный контроль выполнение запланированных объемов государственных заданий Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, в том числе по оказанию стационарной помощи строго в пределах установленного задания;
2) при принятии решения о сокращении вакантных ставок и увольнении совместителей соблюдать трудовое законодательство;
3) при оснащении лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием руководствоваться утвержденными табелями оснащения;
4) упорядочить работу дорогостоящего медицинского оборудования для обеспечения гарантий граждан на бесплатную медицинскую помощь;
5) планировать и выполнять мероприятия по защите персональных данных пациентов и сотрудников, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
8. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранения муниципальных образований в Свердловской области:
1) обеспечить достижение индикаторных показателей здоровья населения и эффективности деятельности учреждений здравоохранения на 2009 год;
2) взять под личный контроль выполнение запланированных объемов муниципальных заданий Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, в том числе по оказанию стационарной и скорой помощи строго в пределах установленных заданий;
3) укомплектовать первичное звено здравоохранения врачами;
4) при принятии решения о сокращении вакантных ставок и увольнении совместителей соблюдать трудовое законодательство;
5) завершить строительство, ввод в эксплуатацию общих врачебных практик, запланированных к пуску в 2008 году, получить лицензию на медицинскую деятельность и обеспечить врачебными кадрами неработающие общие врачебные практики, повысить качество медицинской помощи на практиках;
6) содействовать реализации программ подготовки врачей первичного звена здравоохранения;
7) при оснащении лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием руководствоваться утвержденными табелями оснащения;
8) организовать и обеспечить работу смотровых кабинетов в каждом муниципальном учреждении здравоохранения с целью раннего выявления злокачественных новообразований;
9) в постоянном режиме проводить организационные мероприятия по снижению младенческой смертности, в т.ч. на дому;
10) обеспечить оргтехникой рабочие места персонала; организовать в ЛПУ телемедицинские пункты, финансово и технологически обеспечить их функционирование;
11) инициировать рассмотрение в муниципальных Думах вопроса о финансировании школ здоровья за счет средств местных бюджетов;
12) планировать и выполнять мероприятия по защите персональных данных пациентов и сотрудников, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
9. ГОУ ВПО "Уральская государственная медицинская академия Росздрава" (Кутепов С.М.), ГОУ "Свердловский областной медицинский колледж" (Левина И.А.), ГОУ ДПО "Уральский научно-практический центр медико-социальных и экономических проблем здравоохранения" (Блохин А.Б.) в срок до 01.07.2009 г. подготовить предложения по заочным курсам, выездным обучающим циклам повышения квалификации медицинских работников.
10. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Семенов Ю.С.):
1) обеспечить выполнение во всех медицинских учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, единых стандартов информационного и технологического обеспечения для корректного ввода первичных данных, формирования электронных баз данных и передачи реестров пролеченных пациентов по защищенным каналам связи в страховые медицинские компании;
2) провести работу по актуализации базы данных застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;
3) совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области обеспечить оперативный и строгий контроль объемов Территориальной программы государственных гарантий, управление системой качества медицинской помощи через существующие финансовые механизмы.
11. СОГУЗ "Территориальный консультативно-методический центр лицензирования медицинской деятельности" (Фомина Е.Н.) при подготовке к лицензированию учреждений здравоохранения принимать во внимание процент специалистов, не прошедших в срок профессиональную подготовку.
12. ГУЗ Свердловский областной центр медицинской профилактики (Глуховская С.В.) привлекать иные организации и объединения к проведению профилактической работы через систему грантов.
Председатель коллегии, |
В.Г. Климин |
Секретарь коллегии |
Л.Г. Каратаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 10 июня 2009 г. N 597-п "Об утверждении решения коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области от 25.03.2009 г., протокол N 5 "Итоги работы системы здравоохранения Свердловской области, реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году и задачи на 2009 год"
Текст приказа официально опубликован не был