Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 июля 2009 г. N Ф09-5160/09-С6
Дело N А60-29070/2008-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее -министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2009 по делу N А60-29070/2008-С4 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - территориальное управление) - Богачев А.А. (доверенность от 11.11.2008 N АЛ-9038).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к территориальному управлению о признании права собственности Свердловской области на часть здания административного назначения, площадью 2392,6 кв. м, кадастровый (условный) номер 66:01:04:557:27:01, и на нежилые помещения административного здания общей площадью 54,8 кв. м, кадастровый (условный) номер 66:01:04:557:27:02, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 27, а также о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимости.
Территориальным управлением заявлено встречное исковое требование к министерству о признании права собственности Российской Федерации на часть здания административного назначения, площадью 2392,6 кв. м, кадастровый (условный) номер 66:01:04:557:27:01, и на нежилые помещения административного здания общей площадью 54,8 кв. м, кадастровый (условный) номер 66:01:04:557:27:02, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 27. Встречный иск принят судом к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены областное государственное учреждение культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" (далее - учреждение культуры), Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) в лице филиала в городе Екатеринбурге (далее - Банк ВТБ 24), регистрационная служба, федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургической теплотехники цветной металлургии и огнеупоров".
В связи с реорганизацией федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургической теплотехники цветной металлургии и огнеупоров" оно заменено на открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургической теплотехники цветной металлургии и огнеупоров" (далее - общество "НИИ "Энергоцветмет"),
Решением суда от 16.02.2009 (судья Воротилкин А.С.) в удовлетворении исковых требований министерства отказано. Исковые требования территориального управления удовлетворены. Признано право собственности Российской Федерации на часть здания административного назначения, площадью 2392,6 кв. м, кадастровый (условный) номер 66:01:04:557:27:01, и на нежилые помещения административного здания общей площадью 54,8 кв. м, кадастровый (условный) номер 66:01:04:557:27:02, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 27.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 (судьи Скромова Ю.В., Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, министерство просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований министерства и отказе в удовлетворении требований территориального управления, ссылаясь на неправильное применение судами положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее -постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Как указывает заявитель, спорное здание решением Исполнительного комитета Свердловского областного совета народных депутатов от 18.02.1991 N 75 включено в список памятников, подлежащих охране, как памятник местного значения. В соответствии с Законом СССР от 29.10.1976 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", и принятыми в соответствии с ним постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" и постановлением Совета Министров РСФСР от 03.01.1982 N 1 спорное здание как памятник местного значения подлежало передаче под управление и охрану соответствующего областного Совета и областного Управления культуры. Согласно акту от 10.01.1994 спорное здание передано на баланс Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, правопреемником которого является учреждение культуры. В силу решения Малого Совета Свердловского областного Совета народных депутатов от 23.06.1993 N 149/21 "Об охране памятников истории и культуры Свердловской области" объекты, зарегистрированные в государственном списке памятников истории и культуры на 01.01.1993, составляют областной фонд таких памятников и являются государственной собственностью Свердловской области. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не приняты во внимание вышеуказанные правовые акты и доказательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверяются судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.02.2007 N 01/101/2007-079 и N 01/101/2007-080 на спорные объекты недвижимости зарегистрировано право федеральной собственности, в качестве правообладателя указано министерство.
В связи с неопределенностью в вопросе о том, право собственности какого лица зарегистрировано в отношении спорных объектов, судом первой инстанции затребованы дополнительные разъяснения. Согласно письменным пояснениям регистрационной службы от 12.02.2009 право собственности на спорные объекты недвижимости зарегистрировано за Российской Федерацией.
Обращаясь в арбитражный суд с иском, рассматриваемом в настоящем деле, министерство указало, что спорные объекты недвижимости являются собственностью Свердловской области, поскольку нежилое здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 27, является памятником местного значения, не входит в перечень объектов, отнесенных постановлением от 27.12.1991 N 3020-1 исключительно к федеральной собственности, и в силу п. 3 названного постановления относится к объектам, подлежащим передаче в собственность субъекта Российской Федерации. В связи с этим право федеральной собственности на спорные объекты зарегистрировано незаконно.
Территориальное управление, считая, что поскольку спорные объекты недвижимости на момент разграничения государственной собственности использовались федеральным государственным унитарным предприятием "НИИ "Энергоцветмет", в силу п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 они являются федеральной собственностью, обратилось в арбитражный суд со встречным иском о признании права собственности Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований министерства и удовлетворяя встречные исковые требования территориального управления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям, являющимся предметом спора по настоящему делу, подлежит применению постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно п. 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
На основании п. 3 разд. 1 приложения N 1 к указанному постановлению исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Отсутствие упоминания памятников местного значения в приложениях N 1 - 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 означает, что разграничение объектов, отнесенных к памятникам местного значения, по уровням собственности осуществляется по критериям, положенным в основу составления указанных перечней. Наличие у имущественных объектов статуса памятника местного значения при отнесении объекта к соответствующему уровню собственности не учитывается.
Разграничение памятников местного значения должно проводиться исходя из деятельности самого объекта государственной собственности, находящегося в здании, являющемся памятником истории и культуры местного значения.
Пунктом 3 разд. II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, являются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
Исследовав и оценив в порядке, установленном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 04.12.1985 проведена регистрация спорного здания за производственным объединением "ВНИИ Энергоцветмет" Министерства цветной металлургии СССР (правопреемником которого является общество "НИИ "Энергоцветмет") на основании распоряжения Совета Министров СССР от 13.05.1974 N 1154-р и справки Института от 01.10.1985, на момент разграничения государственной собственности спорное здание находилось на праве хозяйственного ведения у названого института, который занимал это здание с 1974 года.
С учетом этих обстоятельств суды пришли к выводу о том, что в соответствии с п. 3 разд. II приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относится к федеральной собственности.
Рассматривая доводы министерства о том, что право собственности Свердловской области возникло на основании п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, суд первой инстанции принял во внимание, что доказательств принятия соответствующего решения и соблюдения порядка, предусмотренного п. 3, 6, 9 данного постановления, в отношении спорного здания не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных судами на их основании выводов у суда кассационной инстанций в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2009 по делу N А60-29070/2008-С4 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, установленном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 04.12.1985 проведена регистрация спорного здания за производственным объединением "ВНИИ Энергоцветмет" Министерства цветной металлургии СССР (правопреемником которого является общество "НИИ "Энергоцветмет") на основании распоряжения Совета Министров СССР от 13.05.1974 N 1154-р и справки Института от 01.10.1985, на момент разграничения государственной собственности спорное здание находилось на праве хозяйственного ведения у названого института, который занимал это здание с 1974 года.
С учетом этих обстоятельств суды пришли к выводу о том, что в соответствии с п. 3 разд. II приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относится к федеральной собственности.
Рассматривая доводы министерства о том, что право собственности Свердловской области возникло на основании п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, суд первой инстанции принял во внимание, что доказательств принятия соответствующего решения и соблюдения порядка, предусмотренного п. 3, 6, 9 данного постановления, в отношении спорного здания не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июля 2009 г. N Ф09-5160/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника