Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 августа 2009 г. N Ф09-5527/09-С4
Дело N А60-5319/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Матанцева И.В., судей Мальцевой Т.С., Азанова П.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Московской области (далее - Инспекция N 11) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2009 по делу N А60-5319/2009-С5 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - Инспекция N 16) о признании недействительным решения Инспекции N 11 от 26.04.2008 N 669СП о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Диол" (далее - общество "Диол").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции N 16 - Курасова О.В. (доверенность N 05-13/09620 от 27.03.2009), Котыгин И.О. (доверенность N 05-13/28382 от 30.09.2008).
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились.
Инспекция N 16 обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции N 11 от 26.04.2008 N 669СП о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Диол", признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2085043015022 от 26.04.2008, о внесении изменений в учредительные документы общества "Диол".
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Диол", учредитель названного общества Малахова Елена Сергеевна.
Решением суда от 17.04.2009 (судья Филиппова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены. Решение Инспекции N 11 от 26.04.2008 N 669СП о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Диол", а также запись, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2085043015022 от 26.04.2008, о внесении изменений в учредительные документы общества "Диол" признаны недействительными.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция N 11 просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 9, 17, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По мнению заявителя, поскольку обществом "Диол" в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, у Инспекции N 11 не имелось.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, единственным участником общества "Диол" Малаховой Е.С. от 04.03.2008 принято решение об изменении места нахождения общества. Согласно принятым изменениям в устав местом нахождения общества является Свердловская области, г. Нижний Тагил, ул. Ломоносова, 4.
Обществом "Диол" 22.04.2007 в Инспекцию N 11 представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением его места нахождения, в том числе, заявление по форме N Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы, устав, документ об уплате государственной пошлины. В заявлении указан адрес юридического лица - Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Ломоносова, 4.
Рассмотрев представленный пакет документов, Инспекция N 11 26.04.2007 приняла решение N 669СП о государственной регистрации указанных изменений. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись N 2085043015022 от 26.04.2008. Регистрационное дело общества "Диол" передано в Инспекцию N 16.
Ссылаясь на то, что по адресу, указанному обществом "Диол" в заявлении о государственной регистрации (Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Ломоносова, 4), расположено здание, находящееся в федеральной собственности и занимаемое Инспекцией N 16, договора аренды нежилых помещений с собственником здания общество "Диол" не заключало и разрешения на регистрацию по данному адресу не получало, в связи с чем решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, принято Инспекцией N 11 на основании документов, содержащих недостоверную информацию, что противоречит требованиям закона и нарушает экономические права неопределенного круга лиц и публичные интересы Российской Федерации, Инспекция N 16 обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в нарушение требований п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в заявлении о государственной регистрации обществом "Диол" указаны недостоверные сведения о его месте нахождения, что затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. В связи с чем, по мнению суда, у регистрирующего органа отсутствовали основания для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Однако данные выводы нельзя признать правомерными.
Согласно ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соответственно, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, обязанность по предоставлению достоверной информации о юридическом лице (в том числе, о месте его нахождения) возложена названным законом на заявителя при государственной регистрации. Нормы Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не обязывают регистрирующий орган проверять достоверность указанных в заявлении сведений.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Из материалов дела следует, что заявителем в надлежащий регистрирующий орган представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что подтверждается распиской Инспекции от 2204.2008 N 669Сп.
Доказательств наличия у регистрирующего органа на дату государственной регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом "Диол" документах, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах правовые основания для отказа в государственной регистрации у Инспекции N 11 отсутствовали.
Поскольку доказательства нарушения Инспекцией N 11 требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушения прав и законных интересов заявителя либо нарушения публичных интересов суду не представлены, оснований для признания недействительным решения о государственной регистрации у суда не имелось.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Инспекции N 16 о признании недействительным решения Инспекции N 11 от 26.04.2007 N 669СП о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Диол", а также о признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц государственный регистрационный номер 2085043015022 от 26.04.2008, о внесении изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Диол", в удовлетворении заявления отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2009 по делу N А60-5319/2009-С5 отменить.
В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Московской области от 26.04.2008 N 669СП о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Диол", а также о признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, государственный регистрационный номер 2085043015022 от 26.04.2008, о внесении изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Диол" отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, обязанность по предоставлению достоверной информации о юридическом лице (в том числе, о месте его нахождения) возложена названным законом на заявителя при государственной регистрации. Нормы Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не обязывают регистрирующий орган проверять достоверность указанных в заявлении сведений.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Из материалов дела следует, что заявителем в надлежащий регистрирующий орган представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что подтверждается распиской Инспекции от 2204.2008 N 669Сп."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2009 г. N Ф09-5527/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника