Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 августа 2009 г. N Ф09-5330/09-С2
Дело N А07-4475/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Первухина В.М., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2009 по делу N А07-4475/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Трансинвест" (далее -общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения инспекции от 02.02.2009 N 11880 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2295000 руб. за период с ноября 2005 по ноябрь 2006.
Решением суда от 21.04.2009 (судья Чернышева С.Л.) требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 02.02.2009 N 11880 об отказе в осуществлении зачета (возврата). Суд обязал инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с ноября 2005 по ноябрь 2006 в сумме 2295000 руб.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ). По мнению инспекции, налогообложение игровых столов, зарегистрированных обществом после того, как ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ утратила силу, должно производиться по ставкам, установленным на момент регистрации игровых столов.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик согласно свидетельству от 11.06.2003 зарегистрирован в качестве юридического лица, на основании лицензии от 24.10.2003 N 002986 осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
Обществом по обособленному подразделению, расположенному в Кировском районе г. Уфы, в период с ноября 2005 года по ноябрь 2006 года исчислен и уплачен в республиканский бюджет налог на игорный бизнес в сумме 3375000 руб., исходя из ставки 125000 руб. за один игровой стол, установленной гл. 29 Кодекса и Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з.
Полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в период с ноября 2005 года по ноябрь 2006 года налог на игорный бизнес подлежал исчислению и уплате по ставке 40000 руб., установленной на момент регистрации налогоплательщика Законом Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-з "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-з), общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2295000 руб.
Решением инспекции от 02.02.2009 N 11880 в осуществлении зачета (возврата) отказано в связи с отсутствием переплаты в карточке лицевого счета.
Считая отказ налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из неправомерности отказа налогового органа, указав на то, что в течение первых четырех лет деятельности на общество распространяются гарантии, установленные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, и поскольку факт наличия у общества переплаты по налогу на игорный бизнес в спорной сумме установлен, порядок возврата излишне уплаченного налога, предусмотренный ст. 78 Кодекса, соблюден, общество имеет право на возврат излишне уплаченного налога.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 50 человек.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество в соответствии с критериями, установленными ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, является субъектом малого предпринимательства.
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление названного суда от 19.06.2003 N 11-П).
Положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, что подтверждается правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.07.2007 N 3597/07.
Судом установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 11.06.2003.
На момент государственной регистрации общества в качестве юридического лица действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 40000 руб. за один игровой стол, установленная Законом Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-з.
Законом Республики Башкортостан "О налоге на игорный бизнес" от 04.11.2003 N 30-з, налоговая ставка за один игровой стол установлена в размере 60000 руб. Законом Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з "О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Башкортостан "О налоге на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес установлена в размере 125000 за один игровой стол.
Ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Поскольку по состоянию на ноябрь 2005 года - ноябрь 2006 года не истекли четыре года с момента регистрации общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес создало для него менее благоприятные условия, при исчислении налога за проверяемый период правомерно применение ставки налога на игорный бизнес, действовавшей на момент регистрации общества, то есть в размере 40000 руб. за каждый игровой стол.
Так как обществом в спорный период налог на игорный бизнес уплачивался по ставке в размере 125000 руб. за игровой стол, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у общества переплаты по налогу на игорный бизнес за период с ноября 2005 года по ноябрь 2006 года в сумме 2295000 руб.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Из п. 6 ст. 78 Кодекса следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу п. 8 ст. 78 Кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что за период с ноября 2005 года по ноябрь 2006 года у общества образовалась переплата налога на игорный бизнес в сумме 2295000 руб., 18.12.2008 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Решением инспекции от 02.02.2009 N 11880 в осуществлении зачета (возврата) отказано. На момент обращения общества в суд 10.03.2009 возврат суммы излишне уплаченного налога налоговым органом не произведен.
Поскольку судом установлено наличие у общества права на возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2295000 руб. за период с ноября 2005 года по ноябрь 2006 года, соблюдение обществом порядка возврата излишне уплаченного налога, установленного ст. 78 Кодекса, заявленные требования удовлетворены правомерно.
Довод инспекции о том, что при расчете налога обществом должна применяться действующая ставка в размере 120000 руб., поскольку объектом налогообложения является игровой стол, и исчисление налога должно производиться по ставкам, установленным на момент регистрации игровых столов, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на ошибочном толковании налогового законодательства.
Доводы налогового органа о том, что по лицевому счету налогоплательщика отсутствует переплата и уточненные декларации по налогу на игорный бизнес обществом не представлены, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт излишней уплаты налога в связи с применением ставки, превышающей установленную на момент регистрации юридического лица, подтверждается материалами дела, а также документами, представленными обществом в налоговый орган с заявлением о возврате налога.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2009 по делу N А07-4475/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 8 ст. 78 Кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
...
Поскольку судом установлено наличие у общества права на возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2295000 руб. за период с ноября 2005 года по ноябрь 2006 года, соблюдение обществом порядка возврата излишне уплаченного налога, установленного ст. 78 Кодекса, заявленные требования удовлетворены правомерно.
Довод инспекции о том, что при расчете налога обществом должна применяться действующая ставка в размере 120000 руб., поскольку объектом налогообложения является игровой стол, и исчисление налога должно производиться по ставкам, установленным на момент регистрации игровых столов, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на ошибочном толковании налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2009 г. N Ф09-5330/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника