Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 августа 2009 г. N Ф09-5607/09-С1
Дело N А50-2500/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСБА" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.03.2009 по делу N А50-2500/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство здравоохранения Пермского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 02.03.2009 (судья Виноградов А.В.) заявление министерства удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса, в виде штрафа в размере 40000 руб.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению общества, допущены существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности: протокол по делу об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя общества, поскольку в материалах дела не имеется доверенностей, уполномочивающих Гусарову Е.М. (лицо подписавшее протокол от имени общества) на представление интересов общества по делам об административных правонарушениях, в том числе, в части подписания таких протоколов. При этом, общество не извещалось надлежащим образом о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении. Общество полагает, что в его действиях отсутствуют нарушения требований законодательства в сфере лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, указанные в п. 1-7 раздела 3 протокола от 03.02.2009 N 8 об административном правонарушении. Кроме того, по мнению общества, в нарушение требований ч. 5 ст. 4.1 Кодекса, оно дважды привлечено к ответственности за одно и то же административное правонарушение. При этом, общество ссылается на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.03.2009 по делу N А50-2503/2009.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию от 08.07.2005 регистрационный N 99-07-001081 на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включенных в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681.
В период с 28.01.2009 по 03.02.2009 министерством на основании приказа от 14.01.2009 N 35-л проведена плановая проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III, в принадлежащей ему аптеке, расположенной по адресу: Пермский край, с. Большая Соснова, ул. Ленина, д. 50, о чем составлен соответствующий акт от 28.01.2009.
В ходе проверки министерством выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении указанной деятельности:
1) журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ ведутся с нарушением: в разделе "Расходы" введена предусмотренная графа N п/п; приходные и расходные операции регистрируются в одной строке; исправления не заверяются должным образом; нумеруется "Остаток на 1 число", не относящийся к операциям в результате которых меняется качественное или количественное состояние наркотических средств и психотропных веществ; в графе "Месяц" регистрируется не месяц, а дата; отсутствует отметка об инвентаризации за сентябрь, октябрь, ноябрь, что нарушает требования п. 8, п. 11, п. 13, п. 14 Правил ведения и хранения журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 (далее - Правила ведения и хранения журналов) и подп. "м" п. 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 648 (далее - Положение);
2) в комнате N 6 (по плану Бюро технической инвентаризации) отсутствует кнопка тревожной сигнализации, что нарушает требования п. 3.8 Типовых требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных приказом Минздрава России от 12.11.1997 N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ" (далее - Типовые требования) и подп. "а" п. 5 Положения;
3) отсутствует заключение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на помещение хранения наркотических средств и психотропных веществ N 6 на 1 этаже (по плану Бюро технической инвентаризации), что нарушает п. 3 ст. 10 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ) и подп. "б" п. 5 Положения;
4) в помещении N 6 (по плану Бюро технической инвентаризации) вторая решетчатая дверь имеет размер ячеек более 15x15 см, что не соответствует положениям п. 3.8 Типовых требований и подп. "а" п. 5 Положения;
5) отсутствуют справки, выданные учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения, об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей имеют доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также об отсутствии среди них лиц, признанных непригодными к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что является нарушением требований п. 3 ст. 10 Закона N 3-ФЗ и подп. "б" п. 5 Положения;
6) в трудовых договорах работников, имеющих доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, отсутствуют взаимные обязательства администрации организации и работников, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что нарушает п. 3 Правил допуска лиц к работе с наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 892 (далее - Правила допуска) и подп. "л" п. 5 Положения;
7) отпуск наркотических средств и психотропных веществ лечебно- профилактическим учреждениям осуществляется по требованиям-накладным, форма которых не соответствует форме МП, что нарушает п. 3.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 (приложение N 13 к указанному приказу; далее - Инструкция), п. 2 ст. 26 Закона N 3-ФЗ, подп. "ж" п. 5 Положения.
По результатам проверки, по фактам осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией от 08.07.2005 регистрационный N 99-07-001081, министерством составлен протокол от 03.02.2009 N 8 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Суд пришел к выводам о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и вины в его совершении, не установив при этом нарушений порядка административного производства со стороны министерства, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 54 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Законом N 3-ФЗ подлежит лицензированию.
Условия и требования, предъявляемые к указанной деятельности, определены Положением.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных "а"-"м", "о" и "п" п. 5 данного Положения.
Такими требованиями (условиями) при осуществлении указанной деятельности являются в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата), осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также соответствующих установленным требованиям (подп. "а" п. 5 Положения); соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом), осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, требований ст. 10 Закона N 3-ФЗ (подп. "б" п. 5 Положения); соблюдение лицензиатом, осуществляющим отпуск наркотических средств и психотропных веществ по рецептам, содержащим назначение наркотических средств и психотропных веществ, требований ст. 25, 26 Закона N 3-ФЗ (подп. "ж" п. 5 Положения); соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) требований по допуску лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, установленных Правительством Российской Федерации (подп. "л" п. 5 Положения); соблюдение лицензиатом правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленных Правительством Российской Федерации (подп. "м" п. 5 Положения);
Требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ установлены ст. 10 Закона N 3-ФЗ. В п. 2 указанной статьи установлено, что юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ, а также обеспечения безопасности такой деятельности.
Пунктом 2.3. Типовых требований предусмотрены требования к решетчатым входным дверям хранилищ наркотических средств и психотропных веществ, в том числе, размерам ячеек, образуемым пересечением прутьев таких дверей (не более 150x150 мм).
Кроме того, п. 3.8 Типовых требований установлено, что хранилища и рабочие места персонала, где осуществляются операции с наркотическими средствами, психотропными веществами, сильнодействующими и ядовитыми веществами, оборудуются кнопкой тревожной сигнализации, которая предназначена для передачи сигналов в дежурные части органов внутренних дел.
Соблюдение указанных требований подтверждается заключением о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выдаваемым органами наркоконтроля в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 3-ФЗ.
Требованиями п. 3 ст. 10 Закона N 3-ФЗ также предусмотрено, что юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при наличии, в том числе, справок, выданных учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения, об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также об отсутствии среди указанных работников лиц, признанных непригодными к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 30 и со ст. 39 Закона N 3-ФЗ порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации установлен Правилами ведения и хранения журналов.
Пунктами 8, 11, 13, 14 Правил ведения и хранения журналов установлены следующие требования:
Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров на основании документов, подтверждающих совершение этой операции. Документы или их копии, подтверждающие совершение операции с наркотическим средством, психотропным веществом или их прекурсорами, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации.
Нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсоров осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.
Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации не допускаются.
Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). В журналах регистрации необходимо отразить результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ и сверок их прекурсоров. Расхождения или несоответствия результатов сверки прекурсоров доводятся до сведения соответствующего территориального органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в течение 10 дней с момента их выявления.
Разработанные в соответствии с Законом N 3-ФЗ Правила допуска определяют порядок допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лиц, которые в силу своих служебных обязанностей получат непосредственный доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам.
Пунктом 3 Правил допуска установлено, что допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами предусматривает включение в трудовой договор (контракт) взаимных обязательств администрации организации и лица, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В силу положений п. 3.1 Инструкции, для обеспечения лечебно-диагностического процесса лечебно-профилактические учреждения получают лекарственные средства из аптечного учреждения (организации) по требованиям-накладным, утвержденным в установленном порядке. Указанные документы должны соответствовать требованиям, содержащимся в Инструкции.
Несоблюдение требований вышеуказанных норм при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Законом N 3-ФЗ является грубым нарушением лицензионных требований и условий, ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Оценив в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд установил наличие в действиях общества нарушений требований законодательства в сфере лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, указанных в п. 1-7 раздела 3 протокола от 03.02.2009 N 8 об административном правонарушении.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Нарушений порядка административного производства со стороны министерства судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд правомерно привлек общество к административной ответственности за вменяемое ему правонарушение, в виде штрафа в размере 40000 руб.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о наличии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, поскольку данный довод опровергается материалами дела, подтверждающими факты надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении и наличия полномочий на представление интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении у Гусаровой Е.М., а именно: письмом министерства от 28.01.2009 N 35/09 о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 9), протоколом от 03.02.2009 N 8 об административном правонарушении (л.д. 6-8); доверенностями от 28.12.2008 и 27.01.2009 N 26 и 37 соответственно (л.д. 20, 21), почтовым уведомлением от 11.02.2009 (л.д. 1 б).
Суд кассационной инстанции также отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение требований ч. 5 ст. 4.1 Кодекса, оно дважды привлечено к ответственности за одно и то же административное правонарушение, поскольку в решении Арбитражного суда Пермского края от 03.03.2009 по делу N А50-2503/2009 на которое ссылается общество, привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса осуществлено за нарушения условий другой действующей лицензии общества от 08.07.2005 регистрационный N 99-06-001442. Выявленные нарушения были допущены при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II). Поскольку объекты лицензируемой деятельности и сами лицензии разные, указанные нарушения образуют объективную сторону отдельного состава административного правонарушения.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы опровергаются обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении спора по существу и имеющимися в деле доказательствами, полномочия для переоценки которых у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02.03.2009 по делу N А50-2500/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСБА" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества о наличии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, поскольку данный довод опровергается материалами дела, подтверждающими факты надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении и наличия полномочий на представление интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении у Гусаровой Е.М., а именно: письмом министерства от 28.01.2009 N 35/09 о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 9), протоколом от 03.02.2009 N 8 об административном правонарушении (л.д. 6-8); доверенностями от 28.12.2008 и 27.01.2009 N 26 и 37 соответственно (л.д. 20, 21), почтовым уведомлением от 11.02.2009 (л.д. 1 б).
Суд кассационной инстанции также отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение требований ч. 5 ст. 4.1 Кодекса, оно дважды привлечено к ответственности за одно и то же административное правонарушение, поскольку в решении Арбитражного суда Пермского края от 03.03.2009 по делу N А50-2503/2009 на которое ссылается общество, привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса осуществлено за нарушения условий другой действующей лицензии общества от 08.07.2005 регистрационный N 99-06-001442. Выявленные нарушения были допущены при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II). Поскольку объекты лицензируемой деятельности и сами лицензии разные, указанные нарушения образуют объективную сторону отдельного состава административного правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2009 г. N Ф09-5607/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника