Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 августа 2009 г. N Ф09-5609/09-С1
Дело N А60-15431/2009-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Нижнетагильской таможни (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Свердловской области 21.05.2009 по делу N А60-15431/2009-С9.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий" (далее - общество) - Балуева Л.К. (доверенность от 27.04.2009 серии 66Б N 699472).
Представители таможни, участвующей в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенной надлежащим образом путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От таможни поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 13.02.2009 N 11-12/1372 решения таможни об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей, а также об обязании таможни вынести решение о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей.
Решением суда от 21.05.2009 (судья Подгорнова Г.Н.) заявленные требования удовлетворены. Выраженное в письме от 13.02.2009 N 11-12/1372 решение таможни об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей признано незаконным. Таможня обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем вынесения решения о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество в период с июня по декабрь 2008 г. осуществляло вывоз с таможенной территории Российской Федерации товара.
Таможенное оформление вывозимого товара производилось обществом в предусмотренном ст. 138 Таможенного кодекса порядке периодического временного декларирования.
При этом обществом при подаче временных таможенных деклараций уплачены таможенные сборы за таможенное оформление товара в сумме 303 000 руб.
После завершения вывоза товара обществом в таможню представлены полные таможенные декларации и уплачены за таможенное оформление того же товара таможенные сборы в сумме 273000 руб.
Общество 10.02.2009 обратилось в таможню с заявлением о возврате (путем зачета в счет будущих платежей) излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 273000 руб.
Таможня письмом от 13.02.2009 N 11-12/1372 отказала обществу в возврате (зачете) уплаченных таможенных сборов со ссылкой на положения подп. 27 п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса.
Считая выраженное в письме от 13.02.2009 N 11-12/1372 решение таможни об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 273 000 руб. незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом общество просит обязать таможню вынести решение о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из несоответствия выраженного в письме от 13.02.2009 N 11-12/1372 решения таможни об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 273000 руб. требованиям действующего таможенного законодательства Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем вынесения решения о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Из содержания п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса следует, что таможенные сборы уплачиваются, в частности, за таможенное оформление - при декларировании товаров.
Согласно п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим п. 7 указанного постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подп. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
В силу ст. 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров представило в таможню временные таможенные декларации и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 303000 руб. После завершения вывоза товара общество в отношении тех же товаров представило в таможню полные таможенные декларации и уплатило за таможенное оформление товаров таможенные сборы в сумме 273000 руб.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку денежные средства в сумме 273000 руб. являются излишне уплаченными, соответственно, выраженное в письме от 13.02.2009 N 11-12/1372 решение таможни об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 273000 руб. требованиям действующего таможенного законодательства не соответствует.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания выраженного в письме от 13.02.2009 N 11-12/1372 решения таможни об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 273000 руб. незаконным являются правомерными.
При этом суд с учетом правильного применения положений Таможенного кодекса пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем вынесения решения о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей.
Довод таможни, изложенный в кассационной жалобе, о том, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, подлежит отклонению в связи с вышеизложенным.
Ссылка таможни, изложенная в кассационной жалобе, на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" подлежит отклонению. Согласно разъяснениям, данным Федеральной таможенной службой в письме от 06.04.2009 N 01-11/14751, постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 вступило в силу с 25.03.2009, то есть после возникновения спорных правоотношений. Соответственно, положения указанного нормативного акта не могут быть проверены применительно к обстоятельствам данного дела.
Иные доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2009 по делу N А60-15431/2009-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу Нижнетагильской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров представило в таможню временные таможенные декларации и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 303000 руб. После завершения вывоза товара общество в отношении тех же товаров представило в таможню полные таможенные декларации и уплатило за таможенное оформление товаров таможенные сборы в сумме 273000 руб.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку денежные средства в сумме 273000 руб. являются излишне уплаченными, соответственно, выраженное в письме от 13.02.2009 N 11-12/1372 решение таможни об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 273000 руб. требованиям действующего таможенного законодательства не соответствует.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания выраженного в письме от 13.02.2009 N 11-12/1372 решения таможни об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 273000 руб. незаконным являются правомерными.
При этом суд с учетом правильного применения положений Таможенного кодекса пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем вынесения решения о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей.
...
Ссылка таможни, изложенная в кассационной жалобе, на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" подлежит отклонению. Согласно разъяснениям, данным Федеральной таможенной службой в письме от 06.04.2009 N 01-11/14751, постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 вступило в силу с 25.03.2009, то есть после возникновения спорных правоотношений. Соответственно, положения указанного нормативного акта не могут быть проверены применительно к обстоятельствам данного дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2009 г. N Ф09-5609/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника