Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 июля 2010 г. N Ф09-5896/10-С6 по делу N А60-60728/2009-С5
Дело N А60-60728/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Столярова А.А., Мындря Д.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргон-сервис" (далее - общество "Аргон-сервис") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2010 по делу N А60-60728/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Аргон-сервис" - Ковалюк С.Н. (доверенность от 01.02.2010).
Общество "Аргон-сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий территориального отдела N 6 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (далее - территориальный отдел управления) по определению кадастровой стоимости принадлежащего обществу "Аргон-сервис" на праве собственности земельного участка, кадастровый номер 66:56:0113001:148, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 68, в размере 64 255 034 руб. 16 коп. (с применением удельного показателя 7985,96 руб./кв.м, соответствующего пятой группе видов разрешенного использования); а также о возложении на территориальный отдел управления обязанности устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов общества "Аргон-сервис" путем определения кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в частности путем применения удельного показателя 1479,75 руб./кв.м, соответствующего третьей группе видов разрешенного использования.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2010 (судья Сергеева М.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 (судьи Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Аргон-сервис" просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок", приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", приказа Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель указывает, что из содержания договора аренды земельного участка от 08.04.2002 N 337а, свидетельства о государственной регистрации права от 14.10.2009 серии 66-АГ N 874451 следует, что видом разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка является эксплуатация платной автостоянки с сервисным обслуживанием. По его мнению, названный вид разрешенного использования земельного участка относится к третьей группе видов разрешенного использования, однако территориальным отделом управления применен удельный показатель, соответствующий пятой группе видов разрешенного использования. Общество "Аргон-сервис" считает, что расчет кадастровой стоимости данного земельного участка с применением наибольшего значения удельного показателя является необоснованным.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.10.2009 серии 66-АГ N 874451 общество "Аргон-сервис" является собственником земельного участка, кадастровый номер 66:56:0113001:148, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 68.
В выписке из государственного кадастра недвижимости от 02.10.2009 N 6656/205/09-10765 указано, что категория названного земельного участка -земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации платной автостоянки с сервисным обслуживанием, площадь земельного участка - 8046 кв.м, удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 7985,96 руб./кв.м.
Общество "Аргон-сервис", полагая, что спорный земельный участок относится к третьей группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, которой соответствует удельный показатель 1479,75 руб./кв.м, применение территориальным отделом управления при определении кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости в размере 7985,96 руб./кв.м является неправомерным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемый размер кадастровой стоимости земельного участка определен с учетом предусмотренных правоустанавливающими документами и ранее внесенных в государственный кадастр сведений о виде разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации платной автостоянки с сервисным обслуживанием, что соответствует пятой группе видов разрешенного использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что действия (бездействие) могут признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: если они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4, 9-11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-1111 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2 Методических указаний).
В соответствии с п. 2.2.3 Методических указаний сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка.
Согласно п. 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. 2.2 - 2.6 настоящих Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.10.2009 серии 66-АГ N 874451, постановлению администрации города Нижний Тагил от 28.05.2009 N 766 ( л.д. 18, 70) принадлежащий обществу "Аргон-сервис" на праве собственности земельный участок предназначен для эксплуатации платной автостоянки с сервисным обслуживанием.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства и установив, что указание заинтересованным лицом в кадастровом плане размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, соответствующего пятой группе видов разрешенного использования, явилось исправлением технической ошибки, суды сделали вывод о правомерности применения при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка наибольшего значения удельного показателя кадастровой стоимости.
Установив отсутствие оснований для признания действий территориального отдела управления незаконными и нарушающими права заявителя, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка относится к третьей группе видов разрешенного использования, о необоснованности применения наибольшего значения удельного показателя при расчете кадастровой стоимости данного земельного участка были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 руб.
Поскольку обществом "Аргон-сервис" при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., заявителю кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению от 25.06.2010 N 153 государственная пошлина в сумме 1000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2010 по делу N А60-60728/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргон-сервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аргон-сервис" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 25.06.2010 N 153, находящимся в материалах дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2 Методических указаний).
В соответствии с п. 2.2.3 Методических указаний сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка.
Согласно п. 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. 2.2 - 2.6 настоящих Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2010 г. N Ф09-5896/10-С6 по делу N А60-60728/2009-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника