Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 5 августа 2009 г. N А60-24553/2009-С8
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 05 августа 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Территориальный отдел в Чкаловском районе г. Екатеринбурга
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заявителя: И.В. Вяткин, представитель по доверенности от 01.04.2009 года;
от заинтересованного лица: В.В. Морзобитова, представитель по доверенности от 16.01.2009 года.
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Территориальный отдел в Чкаловском районе г. Екатеринбурга N 73-ю от 05 июня 2009 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 40000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при проведении проверки и вынесении оспариваемого постановления, а также на то, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку общество не является управляющей компанией многоквартирных домов по адресу: г. Екатеринбург, отд. Полеводство п. Горный Щит, так как собственники помещений многоквартирных домов по указанным адресам избрали новую форму управления - товарищество собственников жилья.
Заявителем представлены письменные пояснения к жалобе и приложенные к ним документы, которые приобщены к материалам дела.
Представитель административного органа требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве N 01-30-13/1810 от 08 июля 2009 года, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, поскольку заявителем нарушены пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, пункт 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации, проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок проведения проверки и порядок вынесения оспариваемого постановления административным органом соблюден.
Представителем административного органа представлены: фототаблица, копия отчета о выполнении предписания, которые приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
На основании распоряжения Главного государственного санитарного врача по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Потапкиной Е.П. N 205 от 27 апреля 2009 года должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Территориальный отдел в Чкаловском районе
г. Екатеринбурга в период с 27 апреля 2009 года по 26 мая 2009 года проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" на предмет соблюдения требований санитарных правил и законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проверки, при обследовании территорий жилых домов по ул. Трактористов (г. Екатеринбург, отд. Полеводство п. Горный Щит) установлено, что система санитарной очистки и уборки территории населенных мест обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов (жидких), а именно: вследствие переполнения выгребной ямы у жилого дома N 2 по ул. Трактористов происходит излив канализационных стоков на рельеф и по канаве течет вдоль улицы Трактористов. Выгребная яма у дома N 3 по ул. Трактористов не переполнена канализационными водами, но в рядом расположенной канаве обнаружены канализационные стоки. Данный факт свидетельствует о том, что выгребная яма переполнялась, в связи с чем произошел излив канализационных стоков на рельеф.
При эксплуатации обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" жилого дома N 2 по ул. Трактористов не соблюдаются меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: не проведен своевременный ремонт стены технического подполья (нарушена целостность стены); не проведена своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка технического подполья. Подвальное помещение (техническое подполье-приямок) жилого дома N 2 по ул. Трактористов затоплено канализационными водами; подвальное помещение жилого дома N 3 по ул. Трактористов затоплено канализационными стоками. В подъезде (тамбур) дома N 2 по ул. Трактористов обнаружено наличие синантропных членистоногих (комаров), что является нарушением пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 2 статьи 21, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, пункта 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации, проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", пункта 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
По результатам проверки составлены акт обследования санитарного состояния территории и выгребных ям отд. Полеводство от 19 мая 2009 года, акт по результатам мероприятий по контролю от 26 мая 2009 года, протокол об административном правонарушении от 26 мая 2009 года, вынесено предписание об устранении вывяленных нарушений от 26 мая 2009 года.
Главным государственным санитарным врачом по Чкаловскому району г. Екатеринбурга вынесено постановление N 73-ю от 05 июня 2009 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 40000 рублей.
Частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Согласно пункту 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации, проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе:
- своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков;
- обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта;
- устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий;
- уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон;
- устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола;
- поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков;
- своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.
Факт правонарушения, выразившийся в отсутствии рационального сбора, быстрого удаления бытовых (жидких) отходов по ул. Трактористов обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК", подтверждается актом обследования санитарного состояния территории и выгребных ям отд. Полеводство от 19 мая 2009 года, актом по результатам мероприятий по контролю от 26 мая 2009 года, протоколом об административном правонарушении от 26 мая 2009 года, а также отчетом о выполнении предписания об устранении вывяленных нарушений от 26 мая 2009 года.
Не принимается ссылка заявителя на то, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" не является управляющей компанией многоквартирных домов по адресу: г. Екатеринбург, отд. Полеводство п. Горный Щит, поскольку собственники помещений многоквартирных домов по указанным адресам избрали новую форму управления, следовательно, не является субъектом административной ответственности.
Административным органом в материалы дела представлены квитанции об оплате коммунальных услуг жильцами дома N 2 по ул. Трактористов, выставленные обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" за май, июнь 2009 года, что свидетельствует о фактических правоотношениях, сложившихся между заявителем и жильцами домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Трактористов, д. 2, д. 3, по оказанию коммунальных услуг и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, получая оплату за услуги, в частности, по водоотведению, заявитель должен оказать плательщику данные услуги качественно и своевременно. Кроме того, судом учтено, что между заявителем и ООО "УЖСК-1" заключен договор N 1 от 01.01.2009 на выполнение работ по вывозу жидких бытовых отходов от жилищного фонда, в том числе и с улицы Трактористов. Таким образом, заявитель принял на себя обязательства по оказанию данных услуг, получает от жильцов оплату за данную услугу.
Вина заявителя выражается в непринятии всех зависящих от него мер по санитарной очистке и уборке территорий населенных мест.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за указанное правонарушение.
Вина заявителя в правонарушении, выразившемся в несоблюдении обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" мер, препятствующих проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих в результате не проведенного своевременно ремонта стены технического подполья, не проведенной своевременно очистки, осушения, проветривания и уборки технического подполья, по мнению суда, административным органом не доказана, поскольку суду не представлены документы, позволяющие достоверно определить, что именно на заявителя возлагается обязанность по ремонту, осушению и уборке технического подполья. Кроме того, судом учтено, что в соответствии с протоколом N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Трактористов, N 2 от 11 января 2009 года собственники помещений избрали новую форму управления многоквартирными домами - товарищество собственников жилья.
Документы, подтверждающие обязанности общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" как управляющей компании, в том числе по соблюдению мер, препятствующих проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, административным органом не представлены.
Довод заявителя о том, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" не было надлежащим образом извещено о проведении проверки, и проверка проведена в отсутствии законного представителя общества, судом не принимается, поскольку на распоряжении Главного государственного санитарного врача по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 205 от 27 апреля 2009 года имеется подпись об ознакомлении с распоряжением должностного лица общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" Сухих. То обстоятельство, что Сухих занимает должность инженера в обществе, заявителем не оспаривается.
Кроме того, административным органом в материалы дела представлена телефонограмма от 18 мая 2009 года, направленная директору общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК", о необходимости обеспечить присутствие законного представителя общества при проведении проверки 19 мая 2009 года. Телефонограмма получена секретарем Чамовой.
Таким образом, извещение о проведении проверки получено работником общества, в функциональные обязанности которого входит получение корреспонденции, поступающей в адрес юридического лица. При этом административный орган вправе использовать любые средства связи, если эти средства связи позволяют достоверно установить факт получения лицом отправленного извещения.
Факт получения 19.05.2009 телефонограммы заявителем подтвержден и им не опровергнут, следовательно, у административного органа не имелось оснований полагать, что для участия в проведении проверки явилось лицо, не являющееся работником общества.
Из акта по результатам мероприятий по контролю от 26 мая 2009 года следует, что при проведении проверки присутствовал главный инженер общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" Поливцева Л.Н.
Ссылка заявителя на то, что Поливцева Л.Н. не состоит в трудовых отношениях с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК", судом отклоняется.
В материалы дела представлены ответы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" N 463, N 463а от 21 мая 2009 года на запросы административного органа, которые подписаны Поливцевой Л.Н. Из ответа N 463а от 21 мая 2009 года следует, что Поливцева Л.Н. имеет доступ к документам общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК", направленным Главному государственному санитарному врачу по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, в частности административному органу было представлено штатное расписание общества.
Кроме того, ответы даны Поливцевой Л.Н. на фирменных бланках общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК".
Также в материалах дела имеется отчет директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" Терентьева В.А. о выполнении предписания об устранении выявленных нарушений от 26 мая 2009 года, что свидетельствует о том, что директор знал о выявленных нарушениях и каких-либо возражений не представил, напротив указал на то, что выявленные нарушения устранены.
На основании изложенного судом отклоняется довод заявителя о недоказанности заинтересованным лицом события правонарушения, описанного в акте проверки.
Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении от 26 мая 2009 года составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя общества, судом отклоняется как противоречащий материалам дела.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или в присутствии его законного представителя.
В отсутствие лица протокол может быть составлен при условии, что нарушитель надлежаще извещен о дате и времени его составления, о чем имеются доказательства.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки.
Административным органом представлены доказательства надлежащего извещения общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении: письмо о необходимости явки в Чкаловский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области для составления протокола об административном правонарушении от 25.05.2009, полученное заявителем 25.05.2009, что подтверждается штампом о входящей корреспонденции, определениями о назначении времени и места рассмотрения дела от 28.05.2009, об отложении рассмотрения дела от 02.06.2009, ходатайством Можчиля В.А. о переносе рассмотрения дела, доверенностью от 04.06.2009, выданной обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" Можчилю В.А. на представление интересов общества в Чкаловском отделе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, отчеты о передаче факсограмм.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Территориальный отдел в Чкаловском районе г. Екатеринбурга N 73-ю от 05 июня 2009 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 40000 рублей не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Территориальный отдел в Чкаловском районе
г. Екатеринбурга N 73-ю от 05 июня 2009 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в сумме 40000 рублей отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 августа 2009 г. N А60-24553/2009-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника